Разделы

Цифровизация Внедрения

Специфика централизованных лабораторий: бизнес начинается с ИТ

Повышение эффективности медицинской отрасли – одна из основных задач Минздравсоцразвития РФ. Лабораторная диагностика – это та область, изменения в которой могут стать видимыми в короткий срок. Вот почему на повестке дня остро стоит вопрос создания централизованных лабораторий. В связи с этим на первое место выходит автоматизация и оптимизация лабораторных процессов с помощью внедрения ИТ. Компания БИОН начала свой бизнес с выбора информационной системы. О том, что послужило причиной такого решения, о ходе внедрения и об особенностях рынка ЛИС в России CNews рассказали Александр Мамонов, генеральный директор коммерческой лаборатории БИОН, и Владимир Островский, руководитель проектов по медицинским информационным системам компании InterSystems.

Интервью с топ-менеджером

CNews: Насколько нам известно, создание лаборатории БИОН началось с выбора информационной системы. Что послужило причиной такого подхода?

Александр Мамонов: Мы считаем, что информационная система позволяет максимально оптимизировать работу любой лаборатории. Создавая компанию, необходимо просчитывать предполагаемый результат. Без должной информационной системы это сделать невозможно. Именно поэтому мы начали с выбора партнера по информатизации. Мы считаем, что информационная система, учитывающая все наши потребности, является залогом успеха компании, а планы у нас большие.

CNews: В чем особенность вашего бизнеса? Почему все настолько зависит от ИС?

Александр Мамонов: Компания БИОН создана чуть более года назад с целью оказания лабораторных услуг на рынке B2B. Фактически основными нашими клиентами являются медицинские диагностические центры, клиники, в большинстве своем частные, которые нуждаются в лабораторной диагностике. Другими словами, наш основной профиль – это централизация лабораторных исследований, когда забор материалов для клинических исследований происходит в лечебно-профилактических учреждениях, после чего они передаются для обработки в централизованную лабораторию, такую как наша. Мы не ставим своей задачей обслуживание непосредственно частных лиц, а работаем в основном для медицинских центров и клиник.


Александр Мамонов: На российском рынке лабораторных систем на данный момент положение таково, что партнер и система связаны друг с другом

Владимир Островский: На самом деле, когда мы начали общаться с БИОН, то увидели, что требования компании очень сильно отличаются от требований, с которыми мы сталкивались в других проектах. Это связано с тем, что БИОН планирует работу лаборатории не только на завтрашний день, но и с учетом перспектив развития и тех объемов, которые могут быть в будущем. Кроме того, компания испытывала высокую потребность в новых технологических решениях, и от нас требовалось максимально воплотить эти решения в нашей лабораторной информационной системе.

Александр Мамонов: БИОН не является чьей-либо дочкой, это отдельный бизнес-проект, нацеленный на получение прибыли от лабораторных исследований, который рассчитывался и вырос с нуля. Именно поэтому мы уделяем особое внимание эффективности нашей работы. И все ИТ-решения, которые мы будем использовать, должны быть нацелены исключительно на это.

CNews: По каким параметрам происходил выбор системы и интегратора?

Александр Мамонов: На российском рынке лабораторных систем на данный момент положение таково, что партнер и система связаны друг с другом. То есть, выбрав систему, ты тем самым определяешь, кто будет внедрять ее.

CNews: Что сыграло в пользу InterSystems и ее продукта?

Александр Мамонов: В первую очередь то, что это западная компания, представляющая западную систему, но при этом активно работающая в России. И еще очень важное обстоятельство: ЛИС внедряют российские специалисты, которые говорят на русском языке. К ним можно обращаться с вопросами в любое время дня или ночи. Да, на рынке присутствуют другие иностранные разработчики, но, отдав предпочтение кому-либо из них, мы столкнулись бы с определенными трудностями. Во-первых, языковой барьер, а поскольку ЛИС – это сложный технологический продукт, неминуемо возникли бы проблемы даже на понятийном уровне. Во-вторых, российская лабораторная служба достаточно сильно отличается от лабораторных служб западных стран.

CNews: Каковы эти отличия?

Александр Мамонов: В первую очередь они различаются спектром услуг и технологиями исследований. На Западе все направлено на максимальное упрощение технологии анализа. То, что требует ручного труда, удалено из перечня услуг. В назначениях у них преобладают рутинные исследования, в хорошем смысле этого слова, а рутину легче автоматизировать. У нас, во всяком случае − на данный момент, такого нет.

CNews: То есть можно сказать, что Россия снова отстает от Запада?

Александр Мамонов: Я бы сказал, что у нас просто все по-другому. За рубежом, в большинстве своем, частное здравоохранение, а не государственное, поэтому они задумались об оптимизации процессов раньше, чем мы. В нашей стране, пока на исследования выделяются бюджетные деньги, никто не будет думать об оптимизации. У нас не важно, сколько времени и средств потрачено на анализ биоматериала, главное − получить результат. Причем клиническая значимость этого исследования также не оценивается – иногда мы делаем устаревшие тесты, потому что так было принято на протяжении последнего века. Кроме того, как я уже говорил, в отличие от Запада, мы пытаемся автоматизировать те процессы, которые там просто упразднены. И InterSystems помогла нам в этом.

CNews: В чем особенности рынка лабораторных информационных систем в России?

Владимир Островский: Рынок ЛИС в России достаточно специфичен. Большинство игроков – российские компании, которые являются подразделениями либо дистрибьюторов оборудования, либо каких-то медицинских организаций, то есть по сути это дочерние бизнесы. InterSystems – это, наверное, единственная независимая западная ИТ-компания в России, которая активно продвигает собственное решение.

Наш продукт появился в России более 10 лет назад. Изначально мы продвигали его с помощью партнера, но последние несколько лет занимаемся этим самостоятельно. В России создана проектная команда, занимающаяся внедрением и поддержкой продукта в стране. В целом я бы сказал, что в настоящее время рынок развивается очень активно. Если три – четыре года назад лаборатории не думали об автоматизации и централизации, то сейчас я вижу большой интерес к данному направлению со стороны наших потенциальных клиентов.