Мастер-данные: найден кратчайший путь к СОА
Чтобы обеспечить эффективную связь ИТ с бизнес-процессами, необходимо решить ряд задач, ключевой из которых являются единые стандарты. Создание единой системы нормативно-справочной информации (НСИ), предоставляющей необходимые сервисы всем бизнес-приложениям, в дальнейшем может стать фундаментом для перехода на сервисно-ориентированную архитектуру.Еще одной важнейшей особенностью СОА является то, что "сервисы" могут быть доступны из любой точки корпоративной сети, независимо от ее расположения, достаточно иметь лишь доступ к сети. Для хранения спецификаций и описаний "сервисов" в СОА предусмотрен так называемый регистр и репозитарий сервисов (РРС), где хранятся адреса доступа к каждому из зарегистрированных сервисов, его расположение в сети, правила вызова и т.п. Помимо собственно сервисов и информационной шины обмена запросами и данными, о чем очень часто говорят при обсуждении SOA, важнейшим компонентом этой архитектуры является портал, который значительно реже упоминается именно в контексте SOA.
Фрагмент системы, построенной на СОА
Увеличить
Важно отметить, что одним из основных требований, определяющих SOA-подход, является возможность подключения всех корпоративных приложений, рассматриваемых как элементы SOA, к шине обмена. При описании же НСИ мы говорили о том, что между ЕС НСИ и ERP-системой устанавливаются отношения именно в форме предоставления информационных сервисов.
НСИ как фундамент
Интересным, на наш взгляд, является выделение уровней ИТ-инфраструктуры при СОА-подходе. Рассмотрим пример, где выделено 7 таких уровней. Показательно, что данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей ИТ-инфраструктуры. Система управления НСИ (MDM) может строиться на самостоятельной независимой платформе, состоять из нескольких бизнес-приложений (в том числе "АРМ Пользователя", "АРМ Эксперта", "АРМ Администратора") и предоставлять сервисы, доступные из корпоративной сети. Следует особо отметить, что такая сервисно-ориентированная архитектура весьма удобна при аутсорсинговой организации процесса ведения данных НСИ. При этом пользователи компании, используя сервисы доступа к НСИ, обращаясь с запросами в службу ведения НСИ, получают требуемый уровень обслуживания (закрепленный в SLA-SLR), не задумываясь о том, где и кем обслуживается данный сервис.
Пример выделения уровней ИТ-структуры согласно СОА
"В части автоматизации управленческих и производственных процессов на рынке есть тенденция перехода от ныне доминирующей концепции построения глобальных монолитных ERP-систем, к концепции разноплатформенного (гетерогенного) ИТ-ландшафта как норме. В этой связи особый интерес промышленные предприятия проявляют к построению корпоративных (отраслевых) систем НСИ в качестве фундамента для развития СОА", - считает Андрей Гребнев, вице-президент НЦИТ "Интертех".На текущий момент наиболее популярными в России являются следующие платформы и решения, реализующие указанные идеи: SAP NetWeaver, включая SAP XI (eXchange Infrastructure) и SAP MDM (Master Data Management); IBM WebSphere Information Integration (IBM WebSphere); Oracle PIM Data Hub (Oracle Integration) и Ontologic 4.5.