Мастер-данные: найден кратчайший путь к СОА
Чтобы обеспечить эффективную связь ИТ с бизнес-процессами, необходимо решить ряд задач, ключевой из которых являются единые стандарты. Создание единой системы нормативно-справочной информации (НСИ), предоставляющей необходимые сервисы всем бизнес-приложениям, в дальнейшем может стать фундаментом для перехода на сервисно-ориентированную архитектуру.Важную роль играет интегрируемость ЕС НСИ с существующими ERP и другими корпоративными информационными системами, стандартизация и унификация форматов данных НСИ, способов их формирования и изменения на основе корпоративных организационно-распорядительных документов. И, наконец, преемственность — при первичном наполнении системы НСИ за основу берутся используемые в компании справочники и классификаторы, которые после консолидации и нормализации становятся её частью. Вновь создаваемые "эталонные" данные постепенно замещают старые.
Как построить систему НСИ?
Построение системы НСИ осуществляется поэтапно. В этой связи можно выделить консолидацию данных из прикладных систем, их гармонизацию, предусматривающую приведение данных к характерной для НСИ иерархической структуре с адекватной классификацией, а также переход на централизованное использование и ведение справочников, где задействуется служба НСИ.
Основные этапы построения единой системы НСИ
Следует отметить, что активно развивающийся в последние год-два сервисно-ориентированный подход к построению и стратегии развития ИТ-инфраструктуры, предполагает наличие средств управления мастер-данными как основу унификации управленческой информации в сервисно-ориентированной среде. При этом сами средства управления и доступа к корпоративной НСИ также являются "сервисами", погруженными в корпоративную сервисно-ориентированную среду.
Гетерогенный ИТ-ландшафт
Большинство крупных компаний (не только в России, но и в регионах, являющихся лидерами по внедрению ИТ-приложений – США, Европе и др.) по мере роста бизнеса, его диверсификации или перепрофилирования, укрупнения за счет слияний и поглощений, сталкиваются с одними и теми же проблемами: разноплатформенный (гетерогенный) ИТ-ландшафт, несогласованность информации в различных разобщенных корпоративных приложениях.
Извечная дилемма для ИТ-директора: строить новую одноплатформенную универсальную суперсистему, или пытаться использовать существующие ИТ-приложения, если они хоть в какой-то части удовлетворяют потребностям бизнеса? Как построить корпоративную ИТ-стратегию так, чтобы ИТ-обеспечение с одной стороны не отставало от растущего бизнеса компании, пополнялось новыми эффективными решениями, а с другой – сохранить уже сделанные инвестиции в ИТ-инфраструктуру?
Безусловно, отсутствие в крупных компаниях на фоне гетерогенного ИТ-ландшафта эффективной системы поддержки единой унифицированной НСИ – ключевая проблема автоматизации учетно-управленческих задач. Другая проблема – обеспечение взаимодействия между эксплуатируемыми системами. Третья – стремление к упорядочению, унификации функций (сервисов) в масштабе компании, устранению функционального дублирования. И, наконец, четвертая – обеспечение возможности модульного наращивания ИТ-ландшафта "по кирпичикам".
Важнейшие элементы СОА:
- Сервисы: системы, подсистемы, компоненты ПО, отдельные функции ERP-приложений, базы данных и т.п.
- Шина обмена запросами и данными
- РРС: Регистр и репозитарий сервисов, содержащий информацию о доступных сервисах, их описания, правила и регламенты предоставления сервисов (SLA-SLR), стандарты и форматы запроса сервисов, адреса расположения в сети, форматы обмена данными и т.п.
- ЕС НСИ (MDM) – единая система НСИ (Master Data Management)
- Портал
Одним из подходов, дающих внятное решение упомянутых проблем, является сервисно-ориентированная архитектура – СОА (service-oriented architecture – SOA). При этом надо понимать, что СОА – это не какая-либо конкретная технология, а подход, концепция. Идеологически СОА берет свое начало от веб-сервисов. Более того, используемые в веб-сервисах технологии, стандарты и протоколы (SOAP, WSDL, UDDI и др.) часто используются как технологическая основа СОА.
Основу СОА составляет понятие "сервисы", к которым принято относить отдельные законченные функции программного обеспечения, корпоративных приложений и систем (например, "формирование заявки на приобретение материала", "запрос информации об остатке материала на складе" и т.п.). Сервисы составляют "кирпичики" всего ИТ-ландшафта. Важным требованием СОА является отсутствие жестких связей между модулями-сервисами. Все связи между ними, называемые "слабыми", сводятся к простым командам вызова одних сервисов другими, причем формат и синтаксис этих команд предопределен. Такой подход обеспечивает модульность программного обеспечения, возможность замены и совершенствования одних сервисов без изменения других. Однако необходимо иметь в виду, что подобное "слабое" взаимодействие между различными системами и сервисами возможно только при условии, что все такие системы и сервисы используют единые унифицированные мастер-данные (НСИ), единые коды и т.п. При отсутствии такой унификации соблюдение принципа "слабых" взаимодействий между "сервисами" невозможно. Иными словами, унификация сервисов (функций) подразумевает унификацию основных данных (НСИ).