Мастер-данные: найден кратчайший путь к СОА
Чтобы обеспечить эффективную связь ИТ с бизнес-процессами, необходимо решить ряд задач, ключевой из которых являются единые стандарты. Создание единой системы нормативно-справочной информации (НСИ), предоставляющей необходимые сервисы всем бизнес-приложениям, в дальнейшем может стать фундаментом для перехода на сервисно-ориентированную архитектуру.Хотелось бы обратить внимание, что, говоря об автоматизации, мы помним и о такой важной задаче, как обеспечение информационными услугами ERP-систем и других бизнес-приложений. Отмечу также, что сервис, предоставляемый со стороны ЕС НСИ пользователям и ERP-приложениям, включает в себя доступ и многофункциональный поиск основных мастер-данных, репликацию (доставку) данных НСИ в прикладные системы–потребители мастер-данных по запросу или событию.
Общая схема единой системы НСИ
Подчеркнем также: взаимоотношения между ЕС НСИ и локальной системой разумно устанавливать именно по модели предоставления услуг, а это еще раз свидетельствует о том, что НСИ не является частью ERP-системы. При этом важно учесть, что реализация данного механизма предоставления информационных сервисов со стороны НСИ никак не может носить частного, локального характера. В каждой компании необходимо обеспечить использование всеми ее службами и подразделениями единой унифицированной системы НСИ, оптимизированной с учетом реальных требований бизнес-процессов.
Система НСИ, как правило, характеризуется следующими признаками: централизованное хранение данных НСИ в репозитарии; корпоративные стандарты и методология ведения и использования НСИ; обеспечение доступа к основным мастер-данным для всех конечных пользователей и АИС компании; постоянная актуализация данных службой НСИ, автоматизированный процесс ведения данных и обслуживания запросов пользователей.
Требования к ЕС НСИ
Для использования всеми службами и подразделениями компании единой унифицированной системы НСИ, необходимо учесть четыре группы требований. В первую очередь, методологические – относящиеся к разработке и внедрению эффективной методологии ведения справочников и классификаторов в рамках единой системы НСИ, к поддержанию данных в актуальном состоянии, обеспечению полноты, устранению ошибок, контролю целостности и непротиворечивости данных. Организационные – принятие единого регламента использования справочников системы НСИ всеми службами и подразделениями компании и его сопровождения на основе уточненных требований к составу и структуре информации в справочниках. Информационные – применяемые к составу и структуре информации в системе НСИ, а также к технологии ее ведения (вычистки, пополнения, корректировки). И технические – формирующие среду доступа пользователей к НСИ и работы экспертов службы ведения НСИ к требуемому набору функций и информационных возможностей.
Типовой состав системы НСИ
Рассматривая структуру системы НСИ, принято выделять следующие основные группы справочников:
- Снабжение (МТО)
Справочник-классификатор ТМЦ (МТР, Материалов), справочник Контрагентов (поставщиков, производителей).
- Сбыт
Сбытовая номенклатура, тарифы на услуги, справочник клиентов (потребителей), справочники, используемые при подготовке договоров.
- Финансы, бухгалтерия
Справочники и классификаторы, используемые для задач учета активов, основных средств, бюджетирования, учета и контроля финансовых потоков, бухгалтерского и налогового учета, план счетов.
- Производство, техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОРО)
Справочники технических объектов и оборудования, комплектующих изделий, запчастей, агрегатов и узлов, технологические карты и др.
- Сервисы
Справочник-классификатор услуг и работ, тарификаторы.
- Оргструктура
Справочники, описывающие оргструктуру компании, реквизиты подразделений, профили деятельности, отношения подчиненности и т.п.
- Кадры (трудовые ресурсы)
Нормативно-справочная информация, связанная с трудовыми ресурсами (управление персоналом, зарплата, социальные программы, обеспечение спецодеждой и т.п.)
По сути, всё вышеперечисленное является не чем иным, как требованиями к единой системе НСИ, но помимо этого можно говорить и о требованиях к данным этой системы. В таком случае очень важную роль играют критерии, которые на сегодня универсальны для любых типов корпоративных данных. Однако применительно к данным НСИ, жизненный цикл которых по определению превышает аналогичный цикл для оперативных данных, они имеют еще большее значение. Речь идет о полноте, непротиворечивости, корректности и актуальности. Вместе с тем, помимо этих классических критериев (реализация которых на сегодня обеспечивается вполне отработанными методиками проектирования данных и надежными программными продуктами), существуют и более специфические, характерные именно для НСИ.
Это идентифицируемость и уникальность, которые обеспечивают однозначную и уникальную идентификацию данных, что необходимо для установления ссылок на них из других элементов НСИ и прикладных документов. Унификация позволяет применять единообразные правила написания/описания элементов НСИ, например, наименования материалов в справочнике ТМЦ, пользоваться унифицированным справочником единиц измерения (а не текстовыми полями в том же справочнике ТМЦ), использовать наименования контрагентов в соответствующем справочнике и т. п.
Это, конечно, структуризация, необходимая для громоздких, многочисленных элементов/записей и информационных массивов, например справочника материально-технических ресурсов (МТР).
Целесообразно также выделить принципы построения единой системы НСИ. Корпоративность предусматривает необходимость использования ЕС НСИ в масштабе всей компании, ее структурных подразделений и предприятий. Многоцелевое использование — соответствие информационным потребностям каждой функциональной группы пользователей, предоставление индивидуально ориентированных срезов данных. Обязательна полнофункциональность: ЕС НСИ должна компенсировать те или иные функциональные недостатки ERP- и других имеющихся в компании прикладных систем, связанные с поиском, обработкой и использованием НСИ. Должны быть соблюдены принципы централизации функций хранения эталонного массива данных НСИ, ведения, создания новых и внесения изменений в существующие эталонные данные, а также адаптивности и масштабируемости системы по мере возникновения новых требований к составу и структуре данных НСИ с учётом организационных изменений в компании, изменений программно-технического ландшафта, увеличения нагрузки на информационную систему и числа пользователей.