Мастер-данные: найден кратчайший путь к СОА
Чтобы обеспечить эффективную связь ИТ с бизнес-процессами, необходимо решить ряд задач, ключевой из которых являются единые стандарты. Создание единой системы нормативно-справочной информации (НСИ), предоставляющей необходимые сервисы всем бизнес-приложениям, в дальнейшем может стать фундаментом для перехода на сервисно-ориентированную архитектуру.Постоянное увеличение скорости требований бизнеса в сочетании с изменениями структурного характера – слияниями, поглощениями - подводят руководство компаний к сознательному приведению структуры ИТ к требованиям бизнеса.
Типичные недостатки контента НСИ
- неполнота, противоречивость, недостоверность или некорректность в наименованиях, описаниях и других атрибутах объектов;
- наличие устаревшей информации в справочниках;
- неунифицированность наименований объектов;
- наличие дублированных объектов в справочниках;
- отсутствие необходимых связей между элементами НСИ;
- ошибки в структуризации объектов;
- отсутствие классификаторов для больших справочников НСИ;
- недостаточный учет в существующих массивах НСИ информационных потребностей структурных подразделений и бизнес-процессов компании.
ИТ-консультанты компаний-интеграторов уже на этапе обследования часто слышат такую фразу: "На данный момент в нашей компании существует несколько разнородных информационных систем. Все они должны быть связаны друг с другом. Однако никак не решена проблема их интеграции. Мы пришли к выводу, что ключевой задачей, которую необходимо решить для интеграции систем в единое информационное пространство, является приведение в порядок используемых справочников, прежде всего – справочника материалов".
Причин возникновения подобной ситуации несколько. Первая – историческое наследие, доставшееся от приобретенных/поглощенных дочерних предприятий в виде разноплатформенных "лоскутных" приложений и различных ведущихся в них справочников. Вторая – заблуждение, состоящее в том, что система НСИ ранее рассматривалась как "придаток" той или иной ERP-системы, а не как самостоятельный надструктурный ИТ-компонент. Недооценка степени влияния качества мастер-данных и их унификации в целом по компании на качество корпоративной управленческой информации часто приводит к неэффективности (а иногда и к невозможности) работы корпоративных приложений.
Нормативно-справочная информация: ротация взглядов
Нормативно-справочная информация – это информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне. Она содержит стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность компании.
Главные недостатки процесса ведения НСИ
|
В ИТ-системах нормативно-справочная информация (основные данные, мастер-данные) определяется как совокупность условно-постоянных данных, на которых основываются процессы формирования учетных документов в компании (учреждении). В отличие от текущей информации, относящейся лишь к конкретному документу, НСИ, как правило, используется в разных документах, относящихся к разным бизнес-процессам. В ИТ-системах НСИ представлена обычно набором справочников и классификаторов.
Например, на одном из крупнейших российских предприятий нефтехимического профиля при проведении обследования было обнаружено более 25 несвязанных справочников ТМЦ и сырья. Соответственно, ни о какой консолидации корпоративной отчетности, мониторинге бизнес-процессов, оптимальном планировании речь даже не велась. Сегодня НСИ – не часть ERP-систем, а часть общекорпоративной ИТ-инфраструктуры. От качества и надежности НСИ во многом зависит и качество собственно управленческой информации. Никто пока не отменял принцип GIGO (garbage in – garbage out).
Необходимо помнить, что система НСИ наряду с самой информацией включает также комплекс средств ее поиска, хранения, обработки и распределения, методов ее ведения, поддержания в актуальном состоянии, а также совокупность организационно-распорядительных документов и регламентов, регулирующих использование и ведение данных НСИ.
Сегодня вполне можно говорить о том, что понятие системы НСИ характеризуется централизованным хранением мастер-данных в репозитарии, наличием корпоративных стандартов ведения и использования НСИ, постоянной актуализацией данных службой НСИ и, разумеется, автоматизированным процессом ведения данных и обслуживания запросов пользователей.