Спецпроекты

Как региональные розничные сети внедряют ERP?

Интеграция Конференции Ритейл Бизнес-приложения Розница
Сегодня российские региональные ритейлеры по обороту и количеству магазинов порой сопоставимы с игроками федерального масштаба. Успешно конкурировать с крупными сетями им позволяют грамотно выбранные бизнес-инструменты. Этим и другим вопросам работы отрасли был посвящен виртуальный круглый стол, организатором которого стала компания Ansoft — разработчик и поставщик промышленной ERP-системы Avarda. Руководители и ИТ-директора ведущих ритейлеров из нескольких регионов РФ и стран СНГ поделились опытом выбора ERP-системы и рассказали о результатах ее внедрения.

"Город у нас небольшой, поэтому мы имели возможность выяснить, что в "Стройпарке" система работает в достаточно широком типовом функционале и компания успешно развивается. В-третьих, нас устроил бюджет. Мы планируем на первом этапе внедрять типовое решение Avarda.ERP, что позволит перейти на новую систему дешево, за минимальное время и с минимальным риском".

Интерьеры

Сеть магазинов "Карпет Хаус" занимается оптово-розничной торговлей товарами для декорирования помещений. В нее входят магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске, Рязани, Сургуте, Тюмени. У компании есть несколько десятков дилеров в различных регионах страны.


Сергей Фадеев, ИТ-директор cети магазинов "Карпет Хаус"

"Я пришел в компанию, когда она купила 3-ю версию системы Avarda, рассказывает ИТ-директор Сергей Фадеев. — Руководство поставило задачу с минимальными затратами развернуть ее в центральном офисе (для оптового и розничного направлений) и в магазинах розничной сети. Наши бизнес-процессы достаточно сложные. Мы занимаемся импортом, изготавливаем ковры и шторы под заказ (два отдельных производства), оказываем дополнительные услуги при продаже товара (обработка, доставка), резервируем товар под клиента с центрального склада с доставкой в магазин или к клиенту. Специфика товара предполагает строгий посерийный учет рулонов, мерного товара, учет в разных единицах измерения (штуки и квадратные метры). Для внедрения ERP-системы наше руководство пригласило представителей Ansoft в качестве консультантов. Возможности моей ИТ-службы были ограничены, но силами всего одного специалиста нам удалось развернуть и централизованно поддерживать систему во всей торговой сети. Теперь у нас есть кастомизированное решение, учитывающее множество нюансов нашего бизнеса. Мы стараемся не уходить далеко от развития типового продукта Avarda и устанавливаем новые обновления, содержащие интересный для нас функционал. Производительность, характеристики и масштабируемость системы нас полностью устраивают. В следующие несколько лет мы наверняка будем работать на Avarda. Скоро мы перейдем на 7-ю версию, которую сейчас тестируем. Радует, что Ansoft обеспечивает преемственность версий в прикладной части ERP-функционала: все переходы с 3-й по 7-ю версию проходили плавно, без затрат на переработку всей тщательно настроенной под нас специфики".

Парфюмерия, косметика и бытовая химия

"В 2007 году наша компания задумалась о смене учетной системы, — рассказывает Алексей Жиндеев, генеральный директор сети "Парфюмерный рай". — В то время мы использовали "Супермаг" версии 2.6 и ряд модулей собственной разработки. Мы испытывали ограничения с объемом информации, вплоть до того, что дальнейший рост нашей розничной сети был невозможен. Вносить какие-либо изменения в старые программы не было возможности, их код был закрытым. Очень не хватало аналитики: мы вручную, по интуиции, управляли запасами, что приводило к нехватке товара в магазинах или, наоборот, к излишним остаткам".


Алексей Жиндеев, генеральный директор сети "Парфюмерный рай"

Для решения проблемы "Парфюмерный рай" выбрал систему Avarda.ERP и в 2008 году автоматизировал с ее помощью офис, склад и бэк-офисы магазинов. За последующие годы был добавлен обширный функционал. Сегодня все объекты работают автономно и обмениваются данными по штатной системе репликации. Склад переведен на адресное хранение, все перемещения внутри склада отражаются в системе. Использование промышленной ERP-системы сократило время сборки заказов на 35%. Существенно сократились издержки. Организована сложная система автозаказа товара, рассчитывающая статистику продаж, учитывающая остатки, нормативы и периодичность поставок. По этим данным система автозаказа самостоятельно формирует документы на пополнение магазинов. 99% всех перемещений со склада в магазины в последние 2 года делаются автоматически. Это очень хороший результат.

Система умеет перераспределять между торговыми точками как остатки, так и консолидированный заказ. Заказы от поставщиков на склад формируются автоматически, при этом учитываются графики поставок. Важно, что при этом система берет в расчет остатки снабжаемых магазинов. Уже через полгода после внедрения сократились излишки запасов на складе и высвободилось 45–50% его площади. При этом уменьшился дефицит высокооборачиваемых позиций без создания излишних запасов. Автоматизация расчета потребности позволила в 3 раза сократить трудозатраты сотрудников, занятых в управлении товарными запасами, хотя количество магазинов при этом увеличилось. Сегодня "Парфюмерный рай" располагает 26 магазинами в Москве, Московской области, Кировской области, Татарстане и Сургуте.


Генеральный директор Ideal Ильгар Исмайлов

"Очень важно, что Avarda — это открытая система, — говорит Алексей Жиндеев. — Мы сами вносим в нее нужные для бизнеса настройки, их уже больше 2 тысяч. По итогам 4 лет работы мы позитивно оцениваем результаты сотрудничества с Ansoft. Когда мы открывали новое направление бизнеса по торговле продуктами питания, вводили ассортимент весовой продукции, интегрировали новое торговое оборудование, даже не возникло вопросов о том, какая должна быть информационная система — конечно же, Avarda.ERP".

Ideal — ведущая сеть магазинов элитной парфюмерии и косметики Азербайджана. Генеральный директор Ideal Ильгар Исмайлов рассказывает: "С помощью Avarda.ERP мы рассчитываем консолидировать информацию и значительно повысить эффективность управления на всех уровнях. Кроме того, мы являемся в высокой степени клиентоориентированной компанией и проводим активные программы лояльности. Для нас крайне важны современные инструменты повышения лояльности покупателей, которые заложены в решение компании Ansoft. Уже в этом году мы намерены запустить на основе Avarda новую систему SMS-оповещений, а в ближайшей перспективе собираемся внедрить бонусную систему лояльности".

Кооперативная торговля

Белкоопсоюз — лидер белорусского ритейла, объединяющий свыше 10 тыс. небольших магазинов по всей стране, 16 оптовых баз и 130 районных распределительных складов. Парк грузовых автомобилей Белкоопсоюза — около 6 тыс. единиц.


Евгений Якушкин, до мая 2011 года 1-ый заместитель директора НИИ Белкоопсоюза (ныне Научно-практический центр Белкоопсоюза)

"В 2010–2011 годах мы проводили тщательное изучение рынка ERP-систем для автоматизации торговли, — рассказывает Евгений Якушкин, до мая 2011 года 1-ый заместитель директора НИИ Белкоопсоюза (ныне Научно-практический центр Белкоопсоюза). — В течение года мы посетили много стран, включая Россию, Швецию, Германию и США, чтобы изучить опыт автоматизации бизнес-процессов в сетевой торговле зарубежных кооперативных союзов, многие из которых являются бесспорными лидерами своих розничных рынков. Мы детально ознакомились с функциональными возможностями большинства ERP-систем, представленных в мире. В финале мы рассмотрели на действующих имитационных стендах две системы — Avarda.ERP и Dynamics Ax 2009 от Microsoft".

Стенды имитировали работу в перспективной структуре управления торговой сетью Белкоопсоюза. На стенде с Dynamics Ax белорусским заказчикам очень понравился финансовый блок, но многое из необходимого им функционала необходимо было дорабатывать почти с нуля. Кроме того, в ходе анализа архитектуры возникли вопросы о производительности, поскольку Dynamix Ax работает с единой базой данных и не имеет распределенных решений с обменом данными. Такая архитектура накладывает ограничения на одновременное подключение к системе большого количества пользователей и требовательна к каналам связи, то есть не подходит для магазинов в отдаленных районах Беларуси.

"Наиболее удачным решением, максимально полно соответствующим нашим задачам, была признана российская ERP-система Avarda, — говорит Евгений Якушкин. — Ее функциональная полнота позволяет с минимальными доработками реализовать весь набор бизнес-процессов торгового предприятия. В системе имеется функционал всех уровней (фронт-офис и бэк-офис магазина, головной офис, WMS-система для складов, мощный блок управления товарными запасами и распределением товара по всей сети). Архитектура системы очень подходит под сетевой ритейл. Есть поддержка работы в распределенной базах данных с встроенным обменом по плохим линиям связи, благодаря чему эта система способна охватить сеть практически любого масштаба, от нескольких десятков до нескольких тысяч торговых объектов. Требования к оборудованию минимальны, можно работать на свободно распространяемом ПО Linux. Система очень лояльна к пользователю, даже неподготовленному. Есть подробнейшие, легко читаемые инструкции для рабочих мест. Ценовая политика вполне соответствует финансовым возможностям регионального ритейла, как правило, представленного небольшими магазинами. Avarda существенно дешевле западных решений и при этом обладает рядом свойств, которые отсутствуют во всех остальных рассмотренных решениях. Из минусов можно отметить, пожалуй, отсутствие готовой отчетности по стандартам МСФО. Но мы не сочли это критичным, поскольку в Avarda учитывается специфика белорусского законодательства и есть типовая интеграция с бухгалтерскими системами "1С", что позволяет построить всю необходимую финансовую отчетность по МСФО. По результатам анализа и тщательного 6-месячного тестирования большим количеством квалифицированных специалистов, НИИ Белкоопсоюза рекомендовал продукты Avarda к внедрению в торговых предприятиях Белорусского республиканского союза потребительских обществ".

Разработчик

"Компания Ansoft занимается разработкой и внедрением информационных систем с 1992 года, — говорит Андрей Наумов, генеральный директор Ansoft. — Более 90% наших проектов связано с автоматизацией оптовой и розничной торговли.


Андрей Наумов, генеральный директор Ansoft

Пройдя за 19 лет путь от коробочного продукта для малых торговых компаний до полноценной ERP-системы, самостоятельно внедряя ERP-системы в компаниях разных форматов и отраслей, мы сумели аккумулировать весь лучший опыт сильнейших игроков в своих нишах. Большинство клиентов смогло на наших глазах решить задачи актуальных этапов своего развития и обеспечить быстрый рост бизнеса. Наша Avarda внесла в это существенный вклад и способствовала развитию современной российской торговли — дистрибуции и сетевой розницы. Несмотря на обилие программных продуктов для автоматизации торговли, по-настоящему комплексных решений, подходящих для регионального ритейла, способных в комплексе решать реальные задачи компаний — единицы. Учитывая успешность большинства проектов внедрения системы Avarda и масштаб компаний, с которыми мы работали, мы всегда стремились включать в типовую конфигурацию Avarda все самые лучшие идеи организации бизнес-процессов в торговле. Я смело могу утверждать, что в последние 5 лет система Avarda развивалась быстрее других программных продуктов для розницы и по заключению многих экспертов является на сегодняшний день самым полнофункциональным решением на рынке регионального ритейла".

На правах рекламы


Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»

Технология месяца

NVMe: что нужно знать о новом интерфейсе?

«Датаемкие» решения требуют быстрых протоколов передачи данных.