Разделы

Цифровизация Конференции Ритейл Бизнес-приложения Розница

Как региональные розничные сети внедряют ERP?

Сегодня российские региональные ритейлеры по обороту и количеству магазинов порой сопоставимы с игроками федерального масштаба. Успешно конкурировать с крупными сетями им позволяют грамотно выбранные бизнес-инструменты. Этим и другим вопросам работы отрасли был посвящен виртуальный круглый стол, организатором которого стала компания Ansoft — разработчик и поставщик промышленной ERP-системы Avarda. Руководители и ИТ-директора ведущих ритейлеров из нескольких регионов РФ и стран СНГ поделились опытом выбора ERP-системы и рассказали о результатах ее внедрения.

"Город у нас небольшой, поэтому мы имели возможность выяснить, что в "Стройпарке" система работает в достаточно широком типовом функционале и компания успешно развивается. В-третьих, нас устроил бюджет. Мы планируем на первом этапе внедрять типовое решение Avarda.ERP, что позволит перейти на новую систему дешево, за минимальное время и с минимальным риском".

Интерьеры

Сеть магазинов "Карпет Хаус" занимается оптово-розничной торговлей товарами для декорирования помещений. В нее входят магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске, Рязани, Сургуте, Тюмени. У компании есть несколько десятков дилеров в различных регионах страны.


Сергей Фадеев, ИТ-директор cети магазинов "Карпет Хаус"

"Я пришел в компанию, когда она купила 3-ю версию системы Avarda, рассказывает ИТ-директор Сергей Фадеев. — Руководство поставило задачу с минимальными затратами развернуть ее в центральном офисе (для оптового и розничного направлений) и в магазинах розничной сети. Наши бизнес-процессы достаточно сложные. Мы занимаемся импортом, изготавливаем ковры и шторы под заказ (два отдельных производства), оказываем дополнительные услуги при продаже товара (обработка, доставка), резервируем товар под клиента с центрального склада с доставкой в магазин или к клиенту. Специфика товара предполагает строгий посерийный учет рулонов, мерного товара, учет в разных единицах измерения (штуки и квадратные метры). Для внедрения ERP-системы наше руководство пригласило представителей Ansoft в качестве консультантов. Возможности моей ИТ-службы были ограничены, но силами всего одного специалиста нам удалось развернуть и централизованно поддерживать систему во всей торговой сети. Теперь у нас есть кастомизированное решение, учитывающее множество нюансов нашего бизнеса. Мы стараемся не уходить далеко от развития типового продукта Avarda и устанавливаем новые обновления, содержащие интересный для нас функционал. Производительность, характеристики и масштабируемость системы нас полностью устраивают. В следующие несколько лет мы наверняка будем работать на Avarda. Скоро мы перейдем на 7-ю версию, которую сейчас тестируем. Радует, что Ansoft обеспечивает преемственность версий в прикладной части ERP-функционала: все переходы с 3-й по 7-ю версию проходили плавно, без затрат на переработку всей тщательно настроенной под нас специфики".

Парфюмерия, косметика и бытовая химия

"В 2007 году наша компания задумалась о смене учетной системы, — рассказывает Алексей Жиндеев, генеральный директор сети "Парфюмерный рай". — В то время мы использовали "Супермаг" версии 2.6 и ряд модулей собственной разработки. Мы испытывали ограничения с объемом информации, вплоть до того, что дальнейший рост нашей розничной сети был невозможен. Вносить какие-либо изменения в старые программы не было возможности, их код был закрытым. Очень не хватало аналитики: мы вручную, по интуиции, управляли запасами, что приводило к нехватке товара в магазинах или, наоборот, к излишним остаткам".


Алексей Жиндеев, генеральный директор сети "Парфюмерный рай"

Для решения проблемы "Парфюмерный рай" выбрал систему Avarda.ERP и в 2008 году автоматизировал с ее помощью офис, склад и бэк-офисы магазинов. За последующие годы был добавлен обширный функционал. Сегодня все объекты работают автономно и обмениваются данными по штатной системе репликации. Склад переведен на адресное хранение, все перемещения внутри склада отражаются в системе. Использование промышленной ERP-системы сократило время сборки заказов на 35%. Существенно сократились издержки. Организована сложная система автозаказа товара, рассчитывающая статистику продаж, учитывающая остатки, нормативы и периодичность поставок. По этим данным система автозаказа самостоятельно формирует документы на пополнение магазинов. 99% всех перемещений со склада в магазины в последние 2 года делаются автоматически. Это очень хороший результат.

Система умеет перераспределять между торговыми точками как остатки, так и консолидированный заказ. Заказы от поставщиков на склад формируются автоматически, при этом учитываются графики поставок. Важно, что при этом система берет в расчет остатки снабжаемых магазинов. Уже через полгода после внедрения сократились излишки запасов на складе и высвободилось 45–50% его площади. При этом уменьшился дефицит высокооборачиваемых позиций без создания излишних запасов. Автоматизация расчета потребности позволила в 3 раза сократить трудозатраты сотрудников, занятых в управлении товарными запасами, хотя количество магазинов при этом увеличилось. Сегодня "Парфюмерный рай" располагает 26 магазинами в Москве, Московской области, Кировской области, Татарстане и Сургуте.


Генеральный директор Ideal Ильгар Исмайлов

"Очень важно, что Avarda — это открытая система, — говорит Алексей Жиндеев. — Мы сами вносим в нее нужные для бизнеса настройки, их уже больше 2 тысяч. По итогам 4 лет работы мы позитивно оцениваем результаты сотрудничества с Ansoft. Когда мы открывали новое направление бизнеса по торговле продуктами питания, вводили ассортимент весовой продукции, интегрировали новое торговое оборудование, даже не возникло вопросов о том, какая должна быть информационная система — конечно же, Avarda.ERP".

Ideal — ведущая сеть магазинов элитной парфюмерии и косметики Азербайджана. Генеральный директор Ideal Ильгар Исмайлов рассказывает: "С помощью Avarda.ERP мы рассчитываем консолидировать информацию и значительно повысить эффективность управления на всех уровнях. Кроме того, мы являемся в высокой степени клиентоориентированной компанией и проводим активные программы лояльности. Для нас крайне важны современные инструменты повышения лояльности покупателей, которые заложены в решение компании Ansoft. Уже в этом году мы намерены запустить на основе Avarda новую систему SMS-оповещений, а в ближайшей перспективе собираемся внедрить бонусную систему лояльности".

Кооперативная торговля

Белкоопсоюз — лидер белорусского ритейла, объединяющий свыше 10 тыс. небольших магазинов по всей стране, 16 оптовых баз и 130 районных распределительных складов. Парк грузовых автомобилей Белкоопсоюза — около 6 тыс. единиц.


Евгений Якушкин, до мая 2011 года 1-ый заместитель директора НИИ Белкоопсоюза (ныне Научно-практический центр Белкоопсоюза)

"В 2010–2011 годах мы проводили тщательное изучение рынка ERP-систем для автоматизации торговли, — рассказывает Евгений Якушкин, до мая 2011 года 1-ый заместитель директора НИИ Белкоопсоюза (ныне Научно-практический центр Белкоопсоюза). — В течение года мы посетили много стран, включая Россию, Швецию, Германию и США, чтобы изучить опыт автоматизации бизнес-процессов в сетевой торговле зарубежных кооперативных союзов, многие из которых являются бесспорными лидерами своих розничных рынков. Мы детально ознакомились с функциональными возможностями большинства ERP-систем, представленных в мире. В финале мы рассмотрели на действующих имитационных стендах две системы — Avarda.ERP и Dynamics Ax 2009 от Microsoft".

Стенды имитировали работу в перспективной структуре управления торговой сетью Белкоопсоюза. На стенде с Dynamics Ax белорусским заказчикам очень понравился финансовый блок, но многое из необходимого им функционала необходимо было дорабатывать почти с нуля. Кроме того, в ходе анализа архитектуры возникли вопросы о производительности, поскольку Dynamix Ax работает с единой базой данных и не имеет распределенных решений с обменом данными. Такая архитектура накладывает ограничения на одновременное подключение к системе большого количества пользователей и требовательна к каналам связи, то есть не подходит для магазинов в отдаленных районах Беларуси.

"Наиболее удачным решением, максимально полно соответствующим нашим задачам, была признана российская ERP-система Avarda, — говорит Евгений Якушкин. — Ее функциональная полнота позволяет с минимальными доработками реализовать весь набор бизнес-процессов торгового предприятия. В системе имеется функционал всех уровней (фронт-офис и бэк-офис магазина, головной офис, WMS-система для складов, мощный блок управления товарными запасами и распределением товара по всей сети). Архитектура системы очень подходит под сетевой ритейл. Есть поддержка работы в распределенной базах данных с встроенным обменом по плохим линиям связи, благодаря чему эта система способна охватить сеть практически любого масштаба, от нескольких десятков до нескольких тысяч торговых объектов. Требования к оборудованию минимальны, можно работать на свободно распространяемом ПО Linux. Система очень лояльна к пользователю, даже неподготовленному. Есть подробнейшие, легко читаемые инструкции для рабочих мест. Ценовая политика вполне соответствует финансовым возможностям регионального ритейла, как правило, представленного небольшими магазинами. Avarda существенно дешевле западных решений и при этом обладает рядом свойств, которые отсутствуют во всех остальных рассмотренных решениях. Из минусов можно отметить, пожалуй, отсутствие готовой отчетности по стандартам МСФО. Но мы не сочли это критичным, поскольку в Avarda учитывается специфика белорусского законодательства и есть типовая интеграция с бухгалтерскими системами "1С", что позволяет построить всю необходимую финансовую отчетность по МСФО. По результатам анализа и тщательного 6-месячного тестирования большим количеством квалифицированных специалистов, НИИ Белкоопсоюза рекомендовал продукты Avarda к внедрению в торговых предприятиях Белорусского республиканского союза потребительских обществ".

Разработчик

"Компания Ansoft занимается разработкой и внедрением информационных систем с 1992 года, — говорит Андрей Наумов, генеральный директор Ansoft. — Более 90% наших проектов связано с автоматизацией оптовой и розничной торговли.


Андрей Наумов, генеральный директор Ansoft

Пройдя за 19 лет путь от коробочного продукта для малых торговых компаний до полноценной ERP-системы, самостоятельно внедряя ERP-системы в компаниях разных форматов и отраслей, мы сумели аккумулировать весь лучший опыт сильнейших игроков в своих нишах. Большинство клиентов смогло на наших глазах решить задачи актуальных этапов своего развития и обеспечить быстрый рост бизнеса. Наша Avarda внесла в это существенный вклад и способствовала развитию современной российской торговли — дистрибуции и сетевой розницы. Несмотря на обилие программных продуктов для автоматизации торговли, по-настоящему комплексных решений, подходящих для регионального ритейла, способных в комплексе решать реальные задачи компаний — единицы. Учитывая успешность большинства проектов внедрения системы Avarda и масштаб компаний, с которыми мы работали, мы всегда стремились включать в типовую конфигурацию Avarda все самые лучшие идеи организации бизнес-процессов в торговле. Я смело могу утверждать, что в последние 5 лет система Avarda развивалась быстрее других программных продуктов для розницы и по заключению многих экспертов является на сегодняшний день самым полнофункциональным решением на рынке регионального ритейла".

На правах рекламы