Спецпроекты

Как региональные розничные сети внедряют ERP?

Интеграция Конференции Ритейл Бизнес-приложения Розница
Сегодня российские региональные ритейлеры по обороту и количеству магазинов порой сопоставимы с игроками федерального масштаба. Успешно конкурировать с крупными сетями им позволяют грамотно выбранные бизнес-инструменты. Этим и другим вопросам работы отрасли был посвящен виртуальный круглый стол, организатором которого стала компания Ansoft — разработчик и поставщик промышленной ERP-системы Avarda. Руководители и ИТ-директора ведущих ритейлеров из нескольких регионов РФ и стран СНГ поделились опытом выбора ERP-системы и рассказали о результатах ее внедрения.

Экспансия федеральных сетей в регионы заставляет местных игроков принимать решительные меры, чтобы сохранить свою долю рынка. Сегодня региональные сети по количеству магазинов и обороту порой сопоставимы с федералами, и слово "региональный" в данном случае определяет не столько масштаб и сложность бизнеса, сколько его локализацию на местных рынках.

Разнообразие и сложность бизнес-процессов региональных ритейлеров приводит их к пониманию, что успешно действовать на современном рынке можно только при наличии промышленной ERP-системы, соответствующей весьма высоким требованиям.

Продукты питания и алкоголь

Компания "Башспирт" владеет сетью из 213 ликеро-водочных и продовольственных магазинов разного формата, расположенных по всему Башкортостану — от маленьких сел до больших городов. Ассортимент продукции — свыше 9 тыс. наименований. До покупки системы Avarda степень автоматизации розничной сети была очень низкой. Большинство магазинов не вело количественного учета, использовался суммовой учет. Компания пробовала внедрить информационную систему на базе "1С:Астор", но после пилотного запуска в нескольких магазинах закрыла проект.


Данил Левинский, заместитель директора по ИТ "Башспирт"

Данил Левинский, заместитель директора по ИТ "Башспирт", рассказывает: "Весной 2010 года мне было поручено проведение тендера на выбор новой системы. Основной задачей было централизовать управление и перевести все магазины на количественный учет. Мы посмотрели много систем — от простых, вроде "Супермаг" или "1С:Рарус", до "тяжелых" западных; ознакомились с опытом местных и федеральных розничных сетей. В итоге мы решили, что нам нужно ERP-решение, обладающее расширенным функционалом. В финале тендера мы рассматривали два таких решения — MS Dynamics Ax 2009 с фронт-офисом "Атол" и Avarda.RetailNetwork. Мы выбрали Avarda по трем причинам. Во-первых, это распределенное решение с полноценной автоматизацией фронт-офиса и бэк-офиса каждого магазина — а это очень важно в условиях плохой связи с половиной наших магазинов (вплоть до GPRS-модемов). Во-вторых, компания Ansoft смогла предложить нам решение на свободном сопутствующем ПО (Linux на кассах, рабочих местах и серверах, бесплатная СУБД Firebird). В-третьих, мы увидели в этой системе наиболее близкую нам функциональность, закрывающую наши потребности на много лет вперед". К тому времени, когда возможности Avarda еще только изучались в компании "Башспирт", к внедрению этой системы уже приступили в розничной сети "Форвард", работающей на том же рынке: ее продовольственные сети "Полушка" и "Йомарт" — самые крупные и успешные в Башкортостане. "Форвард" является признанным авторитетом в организации бизнес-процессов розничной торговли, и выбор этой компании учитывался топ-менеджерами "Башспирт".

"По нашим оценкам, — продолжает Данил Левинский, — архитектура решения, предложенная Ansoft, позволила нам сэкономить на дополнительных затратах, не связанных с покупкой лицензий и услуг по внедрению, более 50 млн рублей. После проделанной работы могу с уверенностью сказать о правильности нашего выбора. У нас были сомневающиеся, которые говорили, что на фронт-офис нужно ставить отдельную специализированную POS-программу (вроде "Кристалл-Сета" или "Супермага"), что так проще будет обучать людей. Но опыт показал, что товароведы и кассиры без проблем осваивают Avarda. Обучение проходит быстро, интерфейс для всех понятен. Некоторые сотрудники, имеющие опыт работы в других сетях, таких как "Ашан" и "Мосмарт", утверждают, что новая система проста и удобна. И удобство от единого сквозного решения мы ощутили сразу. У нас нет лишних загрузок-выгрузок. Мы видим данные о продажах и остатках: в магазинах — немедленно, а через минуты — в офисе. Мы можем проводить инвентаризации в течение дня. Все обновления и настройки делаются централизованно — это минимизирует затраты на сопровождение системы. Впереди у нас еще много работы по оптимизации бизнес-процессов. Планируем внедрить типовой эквайринг и системы лояльности, расширенную аналитику Avarda. Мы уже начали использовать автозаказ товара со склада и от ряда поставщиков в магазины, сейчас настраиваем заказ от остальных федеральных и региональных поставщиков. Все это в корне поменяло мышление наших сотрудников, они начали мыслить категориями нормативов, страховых запасов, сезонности. Внедрение ERP-системы меняет нашу компанию, делая ее более эффективной и конкурентоспособной".

Развертывание ERP-системы по магазинам сети "Башспирт" близко к завершению. Avarda вводится в эксплуатацию примерно в 8 магазинах в неделю; в 170 магазинах она уже развернута, а работы в оставшихся 43 будут завершены до конца 2011 года. К этому времени в системе будет 650 пользовательских мест, включая 400 касс.

"В сфере ритейла продуктов питания больше всего крупных региональных сетей, — говорит Кирилл Синицын, заместитель генерального директора компании Ansoft. — Поэтому мы разработали специализированное решение для продовольственного сектора. Задачи у всех региональных сетей разные. Для "Башспирт" на данном этапе развития важна централизация и внедрение количественного учета, а их коллеги из сетей "Полушка" и "Йомарт" уже давно прошли этот этап — перед ними стояла задача оптимизации всех своих бизнес-процессов. На 500 кассах этих сетей ранее была установлена система "Супермаг", но руководство решило заменить ее на единое решение Avarda — с целью упорядочивания процессов в имеющихся 128 магазинах "Полушка" разного формата, а также с целью автоматизации ряда дополнительных процессов в открываемых супермаркетах "Йомарт". Другой наш клиент, лидирующая в Смоленске продовольственная сеть "Фортуна", приступила к внедрению системы Avarda после принятия решения о развитии нового для себя формата гипермаркетов. Это очень серьезный формат, и опытные коммерсанты поняли, что по сравнению с более простыми форматами он предполагает значительно большее количество бизнес-процессов, которые необходимо автоматизировать внутри каждого магазина. Отсутствие соответствующего функционала в имеющейся у "Фортуны" прежней информационной системе помешало бы решить поставленные задачи — поэтому в новых гипермаркетах внедряют Avarda".


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.