Разделы

Цифровизация Инфраструктура

ИТ-аутсорсинг в России: что кризис даст рынку?

Несколько лет назад игрокам ИТ-рынка удалось убедить значительную часть потенциальных клиентов в том, что ИТ-аутсорсинг должен стать для них той самой волшебной палочкой, которая поможет существенно облегчить жизнь. Однако ИТ-аутсорсинг - это только инструмент, и от того, как заказчики его используют, будет зависеть результат. Насколько изменит эффективность этого инструмента нелегкое время кризиса? К услугам внешних или внутренних ИТ-специалистов выгоднее прибегать заказчикам в этот период? На эти и другие вопросы попытались найти ответы участники круглого стола "Аутсорсинг ИКТ-услуг", проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.

ИТ-директор компании "Лафарж Цемент" Михаил Платонов отметил, что кризис уже сегодня привел к заметным изменениям в характере реализации ИТ-проектов. "ИТ-бюджеты урезаются, количество проектов сокращается, - констатировал он. - Актуальны в сегодняшней ситуации только те проекты, что позволяют продемонстрировать быстрый результат". На этом фоне компаниям необходимо провести ревизию бизнес-процессов и посмотреть, какие из них есть смысл передать сторонним подрядчикам. Например, по мнению г-на Платонова, в текущей ситуации весьма выгодно поддерживать с помощью аутсорсеров программу кадрового администрирования. Доступ собственных сотрудников к информации о зарплатах коллег – это просчет руководителя в плане информационной безопасности. Поэтому помощь внешних компаний здесь пришлась бы весьма к месту.

В числе задач, для которых аутсорсинг может быть эффективен, г-н Платонов также отметил реализацию стандартизованных типовых ИТ-сервисов (call-центры, поддержка стандартной инфраструктуры). Снижения затрат можно также достичь, воспользовавшись услугой "внешних" ЦОДов - ведь построение собственного может обойтись значительно дороже. На аутсорсинг выгодно передать, по его мнению, разработку и тестирование ПО, не тратясь на содержание собственного отдела разработки.

Кризис снизит цены на ИТ-аутсорсинг?

До кризиса цена на аутсорсинг не всегда была адекватна ожиданиям заказчиков. Но, по мнению г-на Платонова, возможно было добиться снижения затрат при использовании услуг сторонних компаний (например, за счет отсутствия соцпакета, необходимости оплаты больничных и отпусков).

"В текущей ситуации наша компания минимизирует издержки, замораживая проекты с длительным сроком окупаемости, - делится своим опытом Г-н Платонов. – Мы оставляем объемы ИТ-бюджета будущего года такими же, как в 2008 году. Но при этом мы намерены сокращать ИТ-персонал и выводить его за штат компании". Однако при этом он отмечает, что сегодня для управления аутсорсером требуются большие усилия, чем для управления собственным персоналом, ведь внутренний персонал во времена "больших сокращений" лучше мотивирован.


Большинство участников рынка ожидают повсеместного расширения предложения со стороны аутсорсеров

Возможность некоторого оздоровления рынка ИТ-услуг вследствие кризиса предположил и ИТ-директор компании "Полюс Золото" Василий Долгов, отметив, что нестабильная экономическая ситуация позволит системным интеграторам вывести свои услуги поддержки на требуемый уровень. "Системные интеграторы займутся сохранением профессиональных команд, и заказчики получат их услуги по другим ценам, - считает г-н Долгов. - Интеграторы уже снижают цены на услуги, а через полгода это будет заметно в еще большей степени". Он не видит повода в связи с кризисом отказываться от услуг внешних ИТ-подрядчиков. А в числе главных преимуществ ИТ-аутсорсинга отмечает получение заказчиком сервиса гарантированного качества, оптимизацию издержек на ИТ-персонал, повышение прозрачности и прогнозируемость затрат на ИТ, выделение непрофильного бизнеса для повышения капитализации и кредитоспособности компании; а также сокращение сроков реализации любых ИТ-проектов.

Г-н Долгов убежден, что вместо содержания низкоквалифицированного собственного персонала всегда выгодно использовать аутстафинг. Передавать ИТ-проекты на выполнение сторонним компаниям обычно тоже оказывается экономически эффективным. Браться самостоятельно следует только за реализацию тех проектов, которые не требуют дополнительного расширения штата и соответствуют квалификации персонала.

Директор ИТ-департамента группы "Союз" Андрей Маликин рассказал участникам круглого стола об опыте своей компании в вопросах использования аутсорсинга. Когда компания была небольшой, собственные ИТ-специалисты хорошо справлялись со всеми необходимыми задачами. В то время задействовать внутренние резервы было выгодно, дешево и удобно. По мере роста компании появились проблемы, заставившие "Союз" прибегнуть к помощи сторонних ИТ-подрядчиков. "Однако, попробовав использовать аутсорсинг в условиях растущего бизнеса, мы столкнулись с тем, что он не всегда оказывается эффективным, - отметил г-н Маликин. - Не зная особенностей торгового бизнеса компании, сторонние ИТ-подрядчики не успевали за нашими требованиями. В итоге в "Союзе" пришли к выводу, что аутсорсинг выгодно использовать лишь в ограниченном количестве направлений, выявлением которых занялся созданный в компании аналитический центр по отработке бизнес-процессов применительно к ИТ. Центр занимается разработкой требований к ИТ-услугам и призван контролировать качество поставляемых аутсорсерами услуг. Одним из направлений, отданных на откуп сторонним компаниям, стал аутсорсинг инфраструктуры. Основным аутсорсером сегодня является бывший ИТ-отдел "Союза", выделившийся в отдельную компанию, но привлекаются и другие внешние подрядчики.

Свои или чужие?

Участники круглого стола так и не пришли к единому мнению касательно того, что выгоднее в условиях кризиса: передавать ИТ-процессы внешним подрядчикам или пользоваться услугами собственного ИТ-отдела. Многие спикеры отмечали, что ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов, доминирующих в каждой отдельной компании. В числе этих факторов - наличие высококвалифицированного ИТ-отдела, возможность выделений ИТ-направлений, отдать которые на аутсорсинг можно без риска негативного влияния на бизнес компании.

Представители компаний-заказчиков в ходе дискуссии отмечали, что сегодня изменение условий бизнеса приводит к необходимости пересмотра качественных и ценовых условий контракта, к чему аутсорсеры зачастую оказываются не готовыми. Это может быть сопряжено для заказчика с риском остаться без поддержки переданных на аутсорсинг процессов. В то же время, по оценкам других спикеров, о "несговорчивости" аутсорсеров во время кризиса можно будет забыть: в условиях повсеместного снижения затрат ИТ-компании, спасая свой бизнес, будут хвататься за любую возможность предложить свои услуги. Поэтому большинство участников рынка ожидают повсеместного расширения предложения со стороны аутсорсеров. Они отмечают, что кризис поможет превратить рынок аутсорсинга в более подвижный и динамичный – в первую очередь за счет того, что провайдеры перестанут относиться к аутсорсинговым проектам как к высокомаржинальным.

Элеонора Ершова / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Сергей Македонский, НП "Астра". Тенденции мирового рынка аутсорсинга
Презентация Василий Долгов, "Полюс Золото". Штат или Аутсорсинг? Рассчитаем реальную стоимость услуг штатного ИТ пероснала
Презентация Михаил Платонов, "Лафарж Цемент". Аутсорсинг в ИТ в условиях кризиса
Презентация Мария Попова, CNews. ИТ-аутсорсинг в России. Новые возможности в период неопределенности
Презентация Владимир Малах, ФТО. Организация удаленного центра поддержки корпоративных бизнес-приложений
Презентация Скачать все презентации (архив)