Спецпроекты

ИТ-аутсорсинг в России: что кризис даст рынку?

Интеграция Инфраструктура
Несколько лет назад игрокам ИТ-рынка удалось убедить значительную часть потенциальных клиентов в том, что ИТ-аутсорсинг должен стать для них той самой волшебной палочкой, которая поможет существенно облегчить жизнь. Однако ИТ-аутсорсинг - это только инструмент, и от того, как заказчики его используют, будет зависеть результат. Насколько изменит эффективность этого инструмента нелегкое время кризиса? К услугам внешних или внутренних ИТ-специалистов выгоднее прибегать заказчикам в этот период? На эти и другие вопросы попытались найти ответы участники круглого стола "Аутсорсинг ИКТ-услуг", проведенного CNews Conferences и CNews Analytics.

В настоящее время ИТ-аутсорсинг является самым крупным и быстрорастущим сегментом мирового рынка ИТ-услуг. Согласно прогнозу Gartner, в 2008 году на долю ИТ-аутсорсинга должно прийтись 42% всех мировых затрат на ИТ-услуги. Но эксперты отмечают, что в нашей стране потребности в ИТ-аутсорсинге не столь велики: его доля от общего объема ИТ-услуг сегодня составляет лишь немногим более 10%, а по уровню затрат на ИТ-аутсорсинг Россия находится на 11 месте. В то же время, на российском рынке отмечается тенденция вытеснения аутсорсинговыми ИТ-услугами других статей ИТ-затрат. Так, по данным Росстата, с 2003 г. доля ИТ-услуг, предоставленных внешними игроками, выросла с 12,4% до 20,1%. В структуре затрат отечественных компаний на ИТ-аутсорсинг наибольшая доля (67%) приходится на внешние ИТ-услуги, услуги по ИТ-обучению персонала занимают 3%, а 30% затрат направляются на развитие внутренних ИТ-служб.

По данным CNews Analytics, в общеотраслевой структуре расходов на ИТ-услуги наибольшую долю сегодня занимает финансовый сектор (17,5%), госструктуры (11,3%) и добывающая промышленность – 9,2%. Оценивая текущую ситуацию с точки зрения востребованности аутсорсинга, можно отметить, что в вопросах выбора между привлечением внешних подрядчиков и использованием внутренних ИТ-ресурсов заказчики сегодня не придерживаются раз и навсегда утвержденной позиции. Организации пытаются экспериментировать и менять свои приоритеты в разные периоды развития бизнеса: в одни предпочтение отдается ИТ-аутсорсингу, в другие – укреплению внутренних ИТ-служб. Кроме того, ситуация на предприятиях может отличаться в зависимости от того, по какому из направлений создан больший задел. Например, при хорошо развитой внутренней ИТ-службе приоритеты могут быть направлены в сторону аутсорсинга. И наоборот: полезный внешний эффект от работы на предприятии команды приглашенных ИТ-консультантов может способствовать совершенствованию собственных ИТ-отделов".

Комментируя ожидаемые изменения с точки зрения спроса на ИТ-услуги в России, можно отметить, что по данным Росстата на конец 2007 – начало 2008 гг. наблюдалось увеличение темпов роста этого сектора (+27,9%). Однако очевидно, что в 4 квартале текущего года в связи с развернувшимся мировым финансовым кризисом все непрофильные расходы компаний резко сократятся. Отрицательный эффект последнего квартала оценить пока сложно, ведь в первые 9 месяцев экономика функционировала в нормальном режиме. Но уже сегодня ясно, что в 2009 рынок ИТ-услуг ожидает существенный спад".

Читать далее

Владимир Малах: Будет наблюдаться повышение спроса в области "сложного" аутсорсинга

На вопросы CNews ответил Владимир Малах, генеральный директор консалтинговой группы ФТО.

CNews: Получит ли ИТ-аутсорсинг в России второе дыхание?

Владимир Малах: Не думаю, что следует говорить о втором дыхании. На мой взгляд, рынок ИТ-аутсорсинга на протяжении последних трех лет развивался с устойчивой положительной динамикой (по разным оценкам, более 40% в год). Кризис заставил многие компании "сбросить жирок": сейчас ИТ-менеджеры вынуждены задумываться об оптимизации затрат, сотрудники начали считать внутреннюю стоимость своих услуг, что ранее делали очень немногие.

Читать далее