Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Маркет

Денис Ночевнов: Внутренние облака привлекательны для нас не в силу экономии

В обязанности Дениса Ночевнова, директора по новым технологиям и услугам "МегаФона", входит как разработка перспективных услуг для клиентов компании, так и поиск новых технологических решений для повышения эффективности в самом "МегаФоне". По его мнению, бизнес оператора связи изначально является "облачным". Однако для разработки новых облачных сервисов для массового пользователя на базе собственной сети ЦОДов может потребоваться некоторое время.

Сервис не получил популярности среди пользователей. Сейчас мы рассматриваем новые варианты. Я не хочу строить предположения, почему люди в нашей стране не любят использовать арендованное решение на площадке у оператора и предпочитают ему локально установленную систему. Может быть, они так делают из соображений приватности...

CNews: Но ведь преобразование CAPEX в OPEX выгодно всем?

Денис Ночевнов: Инвестиции в OPEX тоже нужно обосновывать, хотя и в несколько меньшей степени. К тому же, часто встречаются сотрудники и департаменты, которые уже занимаются поддержкой инфраструктуры. Если объявить им, что с какого-то момента компания перестает решать их задачи и будет брать готовое ПО в аренду у стороннего поставщика, они это не поддержат. Подобные "непопулярные" решения должны приниматься с самого верха.

Вообще, обычно при вынесении бизнес-предложений в компаниях основное внимание уделяется расширению бизнеса в профильном направлении подразделения. Здесь же люди должны обосновывать не расширение, а наоборот, сужение бизнеса. Добиваемся глобальной экономии – но на самих себе.

CNews: Да, но ведь экономят обычно на непрофильной деятельности и высвобождают ресурсы для профильной? Это должно быть выгодно бизнесу?

Денис Ночевнов: Бизнес, конечно, за. Но профильные подразделения недовольны. И они находят аргументы: "Вы что, предлагаете всю переписку перевести стороннему оператору? Ведь вся ваша переписка будет там. И тогда мы уже ни за что не отвечаем".

Я считаю, что более перспективными в данном случае являются IaaS-решения, потому что здесь нет никаких конфликтов. Услуга IaaS по продаже виртуальных серверов пойдет лучше, и ее мы уже предоставляем корпоративным клиентам. Следующая задача - обеспечить динамический расчет ресурсов, когда клиент хочет в один миг увеличить число доступных виртуальных серверов, скажем, с 10 до 100. Сейчас мы движемся в этом направлении. Чтобы добиться такой степени автоматизации и автоматизировать, к тому же, еще и снятие денег со счета, требуется время, а без этих возможностей услуга не будет готова для массового пользователя.

CNews: Над какими облачными сервисами вы ведете работу в настоящее время?

Денис Ночевнов: В данное время мы работаем над облачными технологиями для массового пользователя с автоматической тарификацией, списанием денег со счета абонента и с динамическим выделением ресурсов в режиме онлайн без участия специалистов. Если облачные технологии сейчас работают с ручным приводом, то идеал заключается в том, чтобы осуществлять все операции без участия человека. Услуги, которые работают через SMS и USSD, мы уже сделали, и сейчас разрабатываем новые, которые работают с компьютера. Каждая из них тарифицируется со счета телефона. По сути она является частным проявлением облачных технологий.

Мы работаем над платформой, которая позволит "забрасывать" услуги, которые ранее не были готовы к облачному использованию – теперь они станут полностью адаптированными к автоматической тарификации и взаимодействию со счетом абонента. В идеале, такая возможность должна существовать для любой ресурсоемкой задачи, будь то обработка данных с видеокамер, 3D-моделирование или что-то еще – должно быть достаточно загрузить софт, и приложение будет работать и тарифицироваться непосредственно в облаке.

Например, вы покупаете программу для 3D-моделирования, устанавливаете ее на домашний компьютер и обнаруживаете, что вам не хватает ресурсов. В этот момент вы обращаетесь к нам, заходите на наш ЦОД, загружаете туда программу – она начинает выполнять соответствующую ресурсоемкую задачу, а с вашего счета списываются деньги. Но сейчас это еще нереально, так как пока нет возможности сделать универсальное решение для любого софта.

CNews: Планируете ли вы предоставлять публичные услуги на базе собственных ЦОДов?

Денис Ночевнов: У нас уже есть ЦОДы для обслуживания внутренних нужд, их много, но кроме них в каждом макрорегионе будут ЦОДы с излишними мощностями, которые будут предоставлять услуги массовому частному и корпоративному пользователю. ЦОД в Самаре – это первый из них, и еще предстоит построить семь.