Разделы

Цифровизация Конференции Бизнес-приложения

Аналитика претендует на самостоятельное бизнес-направление

Решения бизнес-аналитики использует сегодня большинство компаний – в одной из публикаций в Forbes названа цифра 60%. При этом часто информатизация аналитической функции в бизнесе ограничивается Excel, хотя и предоставляющем базовые инструменты для манипуляции данными, но все же недостаточно мощном для обработки больших объемов информации. В обозримом будущем бизнес не сможет обходиться без специализированных решений. Какие высоты уже взяли системы BI и какие еще им еще предстоит взять, обсуждалось на конференции «BI: бизнес плюс аналитика», которая прошла 3 октября 2013 г. при участии CNews Conferences и CNews Analytics.

BI-решения на российском рынке все более востребованы – IDC оценивает объем соответствующего сектора более чем в $260 млн. Сегодня основные потребители бизнес-аналитики – торговые предприятия, транспорт, телеком и банковский сектор, ожидается рост спроса со стороны предприятий ТЭК, здравоохранения и госсектора. За последний год число реализованных в торговле, финансах и госструктурах проектов превысило 330. Целью почти каждого проекта является повышение управляемости, приобретение конкурентных преимуществ.

Общие проблемы

Бизнес-процессы оставляют «следы» в самых разных ИТ-системах: и учетных, и в CRM, и в фронт-офисных, и в бек-офисных. Каждая система позволяет формировать набор сводных отчетов, однако самая важная информация, как отмечает Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики компании «Терн», обычно лежит на стыке нескольких систем. Поэтому для бизнес-аналитике нужны совсем другие инструменты, умеющие собирать, очищать данные, преобразовывать их в бизнес-информацию и представлять в наглядном виде.

Все эти функции возлагаются на промышленные BI-системы, выпускаемые такими компаниями, как, например, Oracle, SAP, IBM, Microsoft, SAS, MicroStrategy. На российском рынке популярны решения компании «Прогноз». Во многих крупных компаниях, как уверил Сергей Вихров, генеральный директор Universal Kube, отдают предпочтение именно решениям SAP, куда входят самые разные компоненты: и аналитические хранилища, и средства сбора, и средства визуального конструирования отчетов, и средства для просмотра в оперативном режиме данных из транзакционных ИТ-систем.

Михаил Комаров, директор по развитию бизнеса DIS Group, отметил важность задач сбора, очистки и хранения данных. Несмотря на то, что в состав многих BI-систем входят соответствующие инструменты, на практике частенько применяют специализированные продукты. Например, решения компании «Информатика» «понимают» не только форматы основных бизнес-данных, но и позволяют работать с соцсетями и множеством самых разных источников информации.

Внедрение BI – задача непростая. В своем выступлении Сергей Вихров напомнил, что аналитические системы должны помогать в любой бизнес-задаче и, по возможности, быть предельно простыми в использовании. Но это невозможно без единства лексики, централизованного информационного пространства и средств для анализа данных по различным параметрам.

Практическая реализация

Перечисленные тезисы нашли подтверждение в практике – на конференции были озвучены бизнес-кейсы. Павел Карасев, руководитель департамента информационных технологий, «Кьези Фармасьютикалс», рассказал, что компания работает в России с 2005 г. Все отделы российского представительства и филиалов, разбросанные по трем десяткам российских регионов, информатизированы в полном объеме к началу прошлого года. Несмотря на то, что ИТ-системы, по заверениям Павла Карасева, прекрасно справляются со своими задачами, сводную информацию о данном этапе развития компании и ее основных задачах на текущий момент, они не предоставляют.

Конечно, для аналитики в некоторых подразделениях использовался Microsoft Excel, однако каждый раз появлялась проблема с получением исходных данных и достоверностью значений. Инициатором внедрения BI в компании стало высшее руководство. Задача проекта, который реализовали всего три человека (два ИТ-специалиста и один сотрудник из бизнес-подразделения), заключалась в построении единой аналитической системы.

Выбор пал на QlickView, при внедрении которой были объединены данные и справочники из информационных систем всех подразделений, а также подготовлены необходимые шаблоны отчетов, среди которых – данные по продажам различных продуктам, регионам, типам продаж, прибылям-убыткам по наименованиям, а также картографический анализ.

Крупный проект внедрения BI несколько лет назад реализовала и «Северсталь». Появление централизованной BI позволило оптимизировать многие бизнес-процессы. Бизнес-аналитика в той или иной форме применялась и до внедрения. Как рассказывает Александр Макеев, руководитель группы аналитической отчетности, «Северсталь», редко какое совещание обходилось без демонстрации на экранах ноутбуков данных. Бизнес компании фокусировался исключительно на данных в виде столбцов и строк, а не красочных форматах их представления.

Именно такой строгий подход наблюдался и при внедрении. Прежде всего, было проведено масштабное исследование того, что хочет получать бизнес в виде отчетов (было предложено 17 срезов аналитики и для каждого подразделения – по нескольку отчетов), жестко заданы корректные источники первичных данных и определены права доступа к аналитике. Проект реализован за полтора года командой из 23-х человек. Базовой платформой стало решение SAP. Одновременно с внедрением создавалась документация по системе, проводилось обучение сотрудников.

Вихров Сергей: Бизнес-процессы продолжают усложняться

Вихров Сергей

Вихров Сергей, генеральный директор Universal Kube, рассказал CNews о роли бизнес-аналитики в современных компаниях финансового сектора, новых требованиях к функционалу и новых возможностях от разработчиков.

CNews: Как меняется роль бизнес-аналитики в компаниях финансового сектора?

Вихров Сергей: Бизнес-аналитика перешла в «зрелый возраст» и уже сейчас во многих компаниях используется как инструмент, поддерживающий принятие решения на основе анализа данных и прогнозных моделей. Мы видим, что при постоянном желании сделать продукты и услуги компаний более простыми и понятными для клиентов, сами бизнес-процессы, их обеспечивающие, продолжают усложняться. Это негативно сказывается на их стоимости и требует принятия наиболее эффективных оперативных решений на каждом шаге бизнес-процесса. Один из путей достижения большей эффективности от принимаемых решений – выявлять «скрытые» места в бизнес-процессах, где принятие решения не основывается на анализе данных в текущей ситуации. Принятие решения, основанного не только на опыте экспертов, но и на анализе данных, накладывает на инструменты бизнес-анализа дополнительные требования по скорости выполнения задачи с минимальными затратами ресурсов и последующим накоплением результатов в хранилище данных компании.

Читать далее