Спецпроекты

Александр Киселев: "Почта России" нашла выход из "порочного круга"

Интеграция Инфраструктура
"Почта России" переживает сейчас масштабную модернизацию. Создается сеть автоматизированных сортировочных центров, развивается транспортная инфраструктура, реконструируются почтовые отделения, закупается современное почтовое оборудование, внедряется система контроля качества почтового сервиса. Как глубоко убыточному предприятию, сидевшему со времен СССР на дотационной "игле", удалось вырваться из этого "порочного круга", CNews рассказал генеральный директор ФГУП "Почта России" Александр Киселев. Полный текст интервью читайте в 55 номере журнала CNews.

CNews: Многие годы "Почта России" была сугубо убыточной организацией. Удалось ли переломить эту тенденцию? Насколько прибыльна почта сейчас, или без госдотаций ей не прожить?

Александр Киселев: На сегодняшний день картина куда более оптимистичная. На уровень безубыточности мы смогли выйти еще по итогам 2009 года. Достичь таких результатов удалось не только за счет оптимизации издержек, повышения эффективности предприятия, но и благодаря развитию перспективных рентабельных направлений бизнеса. В результате по итогам 2009 года предприятие получило чистую прибыль. В 2010 году мы сохранили тенденцию, и финансовые показатели предприятия улучшились в сравнении с предыдущим годом. В частности, чистая прибыль "Почты России" выросла почти на 60% и составила 483 млн рублей.

"Почта России" не получает государственных дотаций. Из госбюджета выделяются только субсидии на компенсацию убытков. В частности, от оказания услуг общедоступной почтовой связи в районах Крайнего Севера, но здесь сумма субсидий покрывает всего порядка 7% от реального размера убытков. Компенсируются также убытки от сдерживания тарифов на доставку периодических печатных изданий.


Александр Киселев: Модернизация почтовой инфраструктуры является одной из приоритетных задач для "Почты России"

При этом убытки от оказания универсальной услуги почтовой связи по пересылке простой письменной корреспонденции, которую "Почта России" оказывает по всей стране по тарифам, установленным государством на уровне ниже себестоимости, предприятию приходится компенсировать из собственных средств. Компенсация эта происходит путем перекрестного субсидирования за счет доходов, получаемых от оказания рентабельных коммерческих услуг.

Разумеется, учитывая огромную социальную нагрузку на "Почту России" и государственное регулирование тарифов, господдержка предприятия в необходимом размере была бы вполне логичным решением. Получаемые субсидии, безусловно, необходимы, однако в текущих условиях нам приходится рассчитывать в основном на собственные силы, повышать эффективность предприятия.

CNews: Каковы приоритеты развития "Почты России" на ближайшие годы?

Александр Киселев: Безусловным приоритетом развития на ближайшую перспективу является повышение качества услуг и уровня обслуживания клиентов. Достижению этой цели способствует комплексная модернизация и широкое внедрение инновационных решений во все сферы деятельности предприятия. Мы совершенствуем бизнес-процессы и структуру управления, работаем над повышением уровня почтовой безопасности, производительности труда и заработной платы наших работников.

Кроме того, определяя приоритеты дальнейшего развития, мы сделали акцент на перспективные услуги, так называемые драйверы роста. А именно на финансовые услуги, экспресс-доставку, розничную и дистанционную торговлю, а также инновационную почтовую услугу "Гибридная почта".

CNews: Насколько известно, в этом году особое внимание будет уделено модернизации почтовой инфраструктуры. Что именно будет модернизировано и каков размер инвестиций?

Александр Киселев: В 2011 году "Почта России" планирует увеличить объем инвестиций по сравнению с предыдущим годом на 75%.

Модернизация почтовой инфраструктуры является одной из приоритетных задач для "Почты России". В настоящее время мы выходим из "порочного круга", в котором предприятие пребывало многие годы.

Изношенное состояние инфраструктуры негативно сказывалось на качестве оказываемых услуг, не позволяло "Почте России" двигаться дальше, повышать эффективность, а следовательно — наращивать доходы. В свою очередь, низкий уровень доходности предприятия не позволял осуществлять инвестиции в развитие инфраструктуры. Сегодня инвестиционная деятельность "Почты России" направлена на решение стратегических задач развития. Инвестиции направляются на создание сети автоматизированных сортировочных центров, модернизацию технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, развитие транспортной инфраструктуры, реконструкцию отделений почтовой связи, закупку оборудования. Общий объем запланированных инвестиций на 2011 год составляет 14 млрд рублей.

CNews: Что необходимо изменить в работе почты, чтобы повысить скорость доставки корреспонденции? Смогут ли автоматизированные сортировочные центры с высокопроизводительными комплексами автоматической сортировки решить эту проблему? Найдены ли средства для инвестиций в обновление сортировочных центров по всей стране?

Александр Киселев: Сокращение сроков доставки корреспонденции — сложная задача, требующая комплексного решения.

Создание сети автоматизированных сортировочных центров (АСЦ) — один из важнейших этапов. Переход на зонально-узловой принцип перевозки почты, уменьшение числа сортировок и автоматизация производственных процессов при вводе в строй АСЦ обеспечивают возможность сокращения сроков пересылки почты внутри зоны обслуживания центра до двух-трех дней.

Создание сети АСЦ всероссийского масштаба предусмотрено разработанным "Почтой России" планом модернизации инфраструктуры почтовой связи РФ до 2013 года. И хотя до сих пор предприятию не была оказана финансовая поддержка со стороны государства, "Почта России" реализует программу строительства АСЦ своими силами: за счет собственных и заемных средств. Уже открыт автоматизированный сортировочный центр в Московской области, обслуживающий большую часть центральных регионов страны, готовится к вводу в эксплуатацию АСЦ в Санкт-Петербурге — через него будут проходить почтовые потоки субъектов Северо-Западного федерального округа.


Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста

Взгляд месяца

Самая непростая ситуация — с импортозамещением СУБД

Денис Терещенко

заместитель руководителя ФТС