Алексей Курочка, Oracle: Спрос на Exadata X9M начал расти еще до официального анонса
Как выглядит ИТ-рельеф после пандемии для крупных компаний, активно работающих с данными? Почему на российском рынке новую Oracle Exadata X9M ждут буквально с нетерпением? С этими вопросами CNews обратился в Oracle. Про изменения в отношении к данным, о востребованности новых высокопроизводительных программно-аппаратных решений рассказывает Алексей Курочка, директор Oracle Systems в России и странах СНГ.
CNews: Какие изменения в вашем бизнесе вызвала пандемия?
Алексей Курочка: Пандемия поменяла подход к работе с информацией. Вырос спрос на управление данными, причем как собственными, так и полученными из различных внешних источников. Но решения для управления данными — наш мейнстрим! Основными клиентами Оracle остаются компании, которым важна гарантированная производительность высоконагруженных систем.
Ключевыми пользователями наших решений являются организации, которые активно работают с информацией, прежде всего, банки, страховые компании, телеком-структуры, госструктуры и многие другие. Существенные изменения происходят в ритейл-cекторе, компании из этого сегмента продолжают наращивать свою экспертизу по работе с данными, также мы видим спрос со стороны организаций, которые работают с природными ресурсами, но рост в этом сегменте скорее линейный, в то время, как ряд отраслей демонстрируют экспоненциальное увеличение процессов обработки больших данных.
Во время пандемии деятельность европейских компаний была направлена, в первую очередь, на сохранение бизнеса, что привело к стагнации отдельных отраслей экономики; российские компании продолжали развиваться, активно инвестируя в новые направления и информационные технологии. Российский рынок активней всех адаптируется к ситуации, в том числе с помощью решений Oracle, и поэтому многие заказчики начали делать запросы на поставки новой версии программно-аппаратных комплексов Exadata еще до официального анонса.
CNews: Вызвала ли пандемия изменение спроса на продукты Oracle или такой интерес является просто закономерным?
Алексей Курочка: Для нас, как и для всей ИТ-индустрии, пандемия является мощным драйвером. Мы стремительно перестроились и сделали это вместе с нашими клиентами. Сотрудники Oracle одни из первых перешли на удаленный формат работы, и мы также были в числе первых, кто помог клиентам реструктурировать бизнес-процессы, необходимые для перехода в новый режим на базе собственных лучших практик.
Вo время пандемии мы поддержали российские компании технологиями и экспертизой в области управления бизнесом. Спрос на технологии Oracle существенно увеличился. За прошлый финансовый год — с 1 июня 2020 по 31 мая 2021 — мы выросли на 112% на российском рынке, если говорить про сегмент Exadata. Присутствие было расширено практически во всех индустриях. И это при том, что прирост на российском рынке идет в основном за счет появления новых клиентов.
CNews: Какие технологические инновации обеспечивают повышенную производительность в новых Exadata?
Алексей Курочка: Exadata — это программно-аппаратный комплекс, включающий в себя процессорные мощности, систему хранения, решения для обмена данными и т.д. В сотрудничестве с нашим технологическим партнером, корпорацией Intel, мы постоянно обновляем аппаратную составляющую платформы. Например, при создании Exadata X9M мы использовали весь спектр технологий Intel: процессоры последнего поколения, технологии прямого доступа к памяти и т.д.
Учитывая степень распространения новых технологий, Exadata X9M была разработана достаточно быстро: Intel представил свои новые процессоры в конце апреля, а для пилотных проектов система была доступна уже в начале июня. На массовый рынок Exadata X9M была выпущена, как вы знаете, в сентябре. Exadata является нашим флагманским продуктом, именно на ней базы данных Oracle работают быстрее всего. За счет фабричной сборки, интеграции и подбора аппаратных компонент мы получаем высочайшую производительность. Наши серверы — а они доступны в двух- или восьмисокетной модификациях — превосходят аналоги в прямых бенчмарках. При том же количестве ядер решения Oracle обрабатывают большее количество данных.
CNews: Расскажите, какие преимущества дает клиентам новое поколение Exadata?
Алексей Курочка: В условиях, приближенных к реальности, когда на оборудовании запускают программное обеспечение Oracle, разрыв в производительности с конкурентами становится еще больше. Образно говоря, софт Oracle использует все преимущества «железа» Oracle, которое изначально сбалансировано для работы с базами данных. Именно эта «сцепка» позволяет обеспечить наиболее высокую производительность из всего современного аппаратного обеспечения соответствующего класса. При этом Exadata оказывается экономичнее — новая серия X9M позволяет снизить стоимость поддержки СУБД до 42%, а также позволяет увеличить скорость обработки онлайн-транзакций до 70%!
Однако кроме эффективного использования технологий Intel мы реализовали в Exadata свои разработки. Например, используя уникальную технологию гибридного колоночного сжатия, мы поддерживаем сжатие и распаковку данных «на лету». Это оптимизирует расходы на хранение — мы можем в 7-10 раз уменьшать размер базы. И это при том, что на рынке технологии сжатия баз данных практически не представлены – стандартные алгоритмы тут не работают, ведь в БД практически нет повторяющихся данных.
CNews: Как же тогда выглядит резервное копирование, если Exadata сжимает базу?
Алексей Курочка: Вопреки расхожему мнению, серверы Exadata никак не меняют саму базу данных. Она остается такой же, как и на любом другом сервере. Поэтому процедура копирования и восстановления может быть выполнена стандартными инструментами через recovery-менеджер, известный как RMAN. RMAN является связующим звеном между Exadata и другими стандартными системами резервного копирования и позволяет передать данные для размещения на внешнем устройстве, которым может быть дисковый массив, ленточный массив — любой накопитель. Также можно использовать собственные продукты Oracle для создания резервных копий. Здесь у пользователей — самый широкий выбор возможностей.
CNews: Расскажите, зачем нужны фирменные решения для резервного копирования Oracle, когда можно использовать стандартные СРК?
Алексей Курочка: В ряде случаев они оказываются более эффективными и производительными. А для критически важных систем Oracle предоставляет возможности высокоэффективного защищенного резервного копирования с гарантированным временем восстановления. В портфеле Oracle имеется дисковый массив ZFS, который также поддерживает колоночное сжатие. Такой подход позволяет не тратить ресурсы сервера баз данных на распаковку при создании резервной копии.
С помощью RMAN мы можем реализовывать систему резервного копирования с нулевой потерей данных. В данном случае используется аппаратная платформа Oracle Zero Data Loss Recovery Appliance. Она позволяет создавать копию на уровне транзакций, а не файлов. В результате заказчик может быть уверен, что в случае сбоя критичная информация не потеряется.
Применение технологий Oracle также позволяет решать проблему ransomware, которая сегодня стоит весьма остро. Работа программ-вымогателей оказывается технически невозможна в случае применения Recovery Appliance. Ведь мы не работаем с файлами, система бэкапирует именно записи, а в них невозможно запустить исполняемый код.
CNews: Насколько выгодно корпоративным заказчикам приобретать решения Oracle?
Алексей Курочка: Каждый квартал список компаний, которые переходят на Exadata, пополняется, а потерь в этом списке практически нет. Причина не только в технологическом совершенстве, но и в целесообразности инвестиций в технику Oracle. Например, жизненный цикл Exadata длиннее, чем у конкурентов.
Рассмотрим двухсокетные серверы Exadata. Решения такого класса от других производителей работают в корпоративных инфраструктурах примерно два года, иногда немногим больше. Затем техника морально устаревает, возникают проблемы с запчастями. Время жизни сервера Exadata — от пяти лет и выше. У нас есть примеры, когда заказчики использовали внутри одной стойки три, а то и четыре поколения серверов Exadata. Получается, что жизненный цикл Exadata составляет шесть-восемь лет, что в два-три раза больше, чем для двухсокетных серверов большинства производителей в современных условиях.
Интересно, что по прошествии пяти лет, когда корпоративные заказчики производят обновление инфраструктур, наши серверы заменяют на решения Oracle следующего поколения. Однако замененную технику не списывают — она остается в строю, обслуживая разработку, тестирование и прочие задачи. Таких примеров достаточно много.
CNews: Как меняются формы спроса на продукцию Oracle, востребована ли подписка или идет возвращение «on premise»?
Алексей Курочка: Спрос на Exadata стабильно растет. Года три назад все заговорили про облака, которые и сейчас остаются глобальным трендом, но уже не таким значительным. В ряде случаев заказчики отдают предпочтение собственной инфраструктуре, в российском сегменте мы видим опережающий спрос на «on prem» решения. Крупные клиенты создают собственные дата-центры и устанавливают там наши продукты, что обеспечивает высокий объем поставок продукции Oracle.
Мы готовы к разным запросам клиентов, которые могут использовать возможности Exadata как «on prem», так и в облачной инфраструктуре, причем с применением одинакового стека инструментов. Соответственно, миграция туда или обратно может происходить совершенно бесшовно. Технологически это одна платформа, построенная на Oracle Exadata X9M.
CNews: Поддерживают ли решения Oracle виртуализацию и насколько она востребована?
Алексей Курочка: Мы поддерживаем на нашем оборудовании развертывание виртуальных серверов, которые заказчик может использовать независимо друг от друга для различных задач. Виртуализация в облаке позволит, образно говоря, делить одну Exadata на несколько клиентов. Таких серверов может быть до 12 при инсталляции on-premise и до 8 при резвертывании решения в облаке. «Интерференция» виртуальных машин внутри платформы отсутствует.
Это делает сервисы на основе технологии Oracle доступными для средних и даже малых компаний, требования которых для работы с данными постоянно растут. При этом инфраструктура гарантирует полную изоляцию различных нагрузок, а также предоставляет сервис биллинга.
CNews: Испытывает ли Oracle давление на рынке со стороны opensource-решений, популярность которых растет?
Алексей Курочка: Пока нет ни одного примера, когда система, построенная на opensource, столь же успешно решала бы задачи клиента с большим количеством запросов к базам данных, содержащих миллионы записей. Оpensouce-решения подходят для локальных задач с небольшой нагрузкой, и фактически это совершенно другая ниша.
Кроме того, мы поставляем программно-аппаратные платформы, обеспечивающие самые высокие скорости работы с базами данных. За счет этого получается увеличивать вычислительную нагрузку, не меняя количество физических ядер в серверах — вплоть до 3-4 раз по сравнению со средними показателями по отрасли.
К тому же для корпоративных заказчиков важны как технические, так и ценовые параметры продукции. И здесь у Exadata есть сразу два плюса: платформа стабильна в стоимости, но каждое следующее поколение, как минимум, на 25% производительнее и обладает большей емкостью, чем предыдущее.
CNews: Как влияют требования импортозамещения на продвижение решений Oracle?
Алексей Курочка: Компании в России продолжают использовать наше оборудование. У нас нет прецедентов, когда клиент отказывался бы от решений Oracle по причине требований импортозамещения. Дело в том, что законы об импортозамещении, даже в более жесткой форме, введенной с января, не затрагивают программно-аппаратные комплексы. Да, ограничения касаются серверов, периферийного оборудования, десктопов, но не готовые платформы. Поэтому наши отношения с клиентами остаются стабильными. К тому же мы находимся в тесном контакте с клиентами, чтобы помочь нашим заказчикам получить максимум преимуществ при любых вариантах развития событий.