Разделы

Цифровизация Внедрения

BPM в России: профессионалы есть, но профессии нет

В непрофессиональной среде распространена ошибка, когда путают два разных BPM: Business Process Management и Business Performance Management. В первом случае речь идет об управлении бизнес-процессами, во втором подразумеваются аналитические системы для анализа бизнес-показателей. На конференции «BPM: Современные тенденции в управлении», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 6 февраля 2014 г., речь шла именно о внедрении процессного подхода и автоматизации бизнес-процессов. Эксперты обсудили, как сделать так, чтобы внедрение BPM стало процессом повышения эффективности бизнеса, а не превратило участников в актеров, лишь исполняющих роли.

Павел Чарный: Российские системы в целом оставляют неплохое впечатление, особенно по соотношению «цена/качество»

Павел Чарный, независимый эксперт «Первой Формы», представил свое видение российского рынка BPM-решений, описал преимущества западных и отечественных решений.

CNews: Поделитесь своим видением российского рынка BPM-решений. Каков его объем, динамика?

Павел Чарный: Если не брать в расчет системные моменты рынка BPM-решений в России в целом, то мы увидим незначительный рост. Современные системы вызывают некоторый скепсис у руководства компаний, поскольку возникает необходимость преобразования бизнес-процессов, а эта задача для многих нерешаемая, она требует большое количество ресурсов, компетенций и затрат. В итоге мало кто решается на системные преобразования, большинство компаний ограничивается внедрением корпоративного портала и сосредотачивается на доработках основной учетной системы, надеясь превратить ее в полноценное ERP-решение.

Я отмечаю тенденцию к появлению в организациях отдельной должности директора по бизнес-процессам, руководителя по организационному развитию и штатных аналитиков бизнес-процессов. Компании начинают серьезнее относиться к бизнес-процессам, сокращению издержек и повышению эффективности труда. Поэтому я уверен в росте этого рынка.

CNews: Какие решения и платформы преобладают на рынке: российские или иностранных вендоров?

Павел Чарный: В части систем моделирования бизнес-процессов безусловным лидером являются иностранные вендоры. В части систем управления с использованием case-средств приоритет отдается российским производителям, так как они позволяют учитывать специфику нашего бизнеса, а также имеют реальные примеры успешных внедрений в российских компаниях.

Западные системы лучше используются в крупных международных корпорациях, где процессы изменяются редко и построены с учетом многолетней международной практики. В типовом среднем российском бизнесе организация процессов менее развита. Сейчас среди уже внедренных преобладают системы, направленные, в первую очередь, на описание процессов. Они не решают проблему неэффективных процессов, но помогают найти слабые места при правильном подходе к анализу, дублирование областей ответственности, неэффективное использование ресурсов компании, а также процессы без понятного «выхлопа».

Российские системы в целом оставляют неплохое впечатление, особенно по соотношению «цена/качество», за что их и ценят в среднем бизнесе. В крупном же, где активно используются ERP-системы от SAP и Oracle, почти везде применяются «тяжелые» решения, так как полноценное внедрение ERP без предварительного описания процессов и разработки карты их трансформации ведет к существенному увеличению рисков срыва внедрения.

Ольга Кулешова, коммерческий директор компании «Первая Форма», рассказала о собственной BPM-разработке компании.

CNews: На какой платформе базируется ваше решение, кто основные потребители? Приведите примеры успешных внедрений.

Ольга Кулешова: Наше решение базируется на платформе Microsoft, основным потребителем является российский средний и крупный несырьевой бизнес из самых разных отраслей. Это система управления класса workflow, предназначенная для автоматизации бизнес-процессов и организации единого информационного пространства. «Первая Форма» представляет собой гибкий конструктор, настраиваемый в точном соответствии с потребностями компании. Основное преимущество заключается в возможности внедрения без предварительной регламентации бизнес-процессов. Это удобно, когда необходимо быстро запустить процессы, но нет возможности и ресурсов для их отстройки и длительного согласования.

Со временем, если процессы усложняются, средствами программного продукта возможна их более тонкая настройка, а также интеграция с учетными системами и специфическими программными продуктами. Примером такого внедрения является один их крупнейших строительных гипермаркетов со сложной разветвленной структурой, автоматизация специфических бизнес-процессов которого позволила компании сэкономить более $100 тыс., т.к. эти процессы легли на уже существующий функционал «Первой Формы» за счет гибких возможностей настройки администратором внутри системы.