Разделы

Цифровизация Внедрения

BPM в России: профессионалы есть, но профессии нет

В непрофессиональной среде распространена ошибка, когда путают два разных BPM: Business Process Management и Business Performance Management. В первом случае речь идет об управлении бизнес-процессами, во втором подразумеваются аналитические системы для анализа бизнес-показателей. На конференции «BPM: Современные тенденции в управлении», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 6 февраля 2014 г., речь шла именно о внедрении процессного подхода и автоматизации бизнес-процессов. Эксперты обсудили, как сделать так, чтобы внедрение BPM стало процессом повышения эффективности бизнеса, а не превратило участников в актеров, лишь исполняющих роли.

Андрей Кулак: Мобильность – это не дополнительный канал, а совершенно другой способ взаимодействия с клиентами

Андрей Кулак, представитель по продажам ПО WebSphere, IBM, рассказал, как технология BPM помогает компаниям сократить издержки, а также оценил рынок в целом и облачные решения в частности.

CNews: На ваш взгляд, BPM – это дорогая технология или способ сократить издержки?

Андрей Кулак: Автоматизация BPM позволяет организации снизить издержки за счет ликвидации или перераспределения ресурсов, которые не нужны для достижения поставленных целей.

Многие проблемы предприятий связаны с отсутствием дисциплины и контроля ключевых процессов. BPM позволяет полностью документировать процессы, обеспечить, посредством автоматизации, соблюдение правил и осуществлять контроль и аудит как человеческих, так и системных действий на всех уровнях. Это обеспечивает прозрачность, т.к. вы получаете больше возможностей для мониторинга, и сводит к минимуму риски.

Как только процесс будет автоматизирован, все внутренние работы станут прозрачными. Менеджмент сможет определить ненужные или нерезультативные системы и роли, принять взвешенное решение по устранению накладных расходов без ущерба для работы и клиентов. Более того, области с высокой стоимостью могут быть тщательно исследованы при помощи возможностей имитационного моделирования с целью изменить процесс и повысить рентабельность, эффективность и результативность процесса в целом. Так, например, организации, применяющие BPM, постоянно оценивают возврат инвестиций с каждого проекта в 10–20%.

CNews: Как вы считаете, по каким причинам люди путают технологии Business Process Management и Business Performance Management?

Андрей Кулак: Причина путаницы в аббревиатуре BPM.

Business Performance Management – это неотъемлемая часть BPM-системы и связана с мониторигом метрик исполнения процессов. Система IBM BPM имеет специальные компоненты, которые позволяют отслеживать контрольные точки процесса в среде исполнения, например ключевые показатели эффективности, в реальном времени. Среда мониторинга представляет собой рабочее место с заранее сконфигурированными показателями и таблицами данных исполнения процессов. Есть возможность добавлять специальные оповещения и предупреждения, которые вовремя дадут знать, как выполняются процессы, а также покажут информацию о проблемных местах, ошибках исполнения или нехватки ресурсов. Эти проблемы могут быть оперативно устранены, что скажется на улучшении производительности бизнес-процессов.

CNews: Расскажите каков спрос на облачные решения BPM в России?

Андрей Кулак: BPM в «облаке» – технология достаточно новая для российского рынка. Сегодня клиенты рассматривают данное предложение больше как способ получить доступ к программному обеспечению для выполнения регулярных демонстраций или небольших пилотных проектов на своей территории. В дальнейшем по результатам тестов клиенты принимают решение о покупке стандартных лицензий на программное обеспечение.

CNews: Видите ли вы востребованность мобильных приложений для BPM, растет ли продажа лицензий, или это скорее дань моде?

Андрей Кулак: В IBM давно осознали, что связанные с мобильностью перемены, происходящие сегодня на предприятиях, носят фундаментальный характер. Возможно, это даже более серьезные изменения, чем те, с которыми компаниям пришлось столкнуться с появлением электронного бизнеса. IBM занималась проблемами электронного бизнеса с самых первых дней активного развития интернета. Компании тогда искали ответы на непростые вопросы: как переводить свою деловую активность в интернет, как это повлияет на их бизнес? IBM помогла им найти свое место в интернете, вывести в онлайн свои процессы, продукты, обслуживание клиентов так, чтобы это приносило выгоду и повышало эффективность работы.

Думаю, с мобильностью сегодня происходит нечто подобное, но более быстрыми темпами. Компании осознают необходимость активно внедрять мобильность как в свою внутрикорпоративную практику, так и в общение с клиентами. При этом очень важно понимать, что мобильность – это не дополнительный канал, а совершенно другой способ взаимодействия с сотрудниками и клиентами. IBM уделяет большое внимание тому, чтобы помочь компаниям справиться с этими переменами.