Разделы

Цифровизация Внедрения

BPM в России: профессионалы есть, но профессии нет

В непрофессиональной среде распространена ошибка, когда путают два разных BPM: Business Process Management и Business Performance Management. В первом случае речь идет об управлении бизнес-процессами, во втором подразумеваются аналитические системы для анализа бизнес-показателей. На конференции «BPM: Современные тенденции в управлении», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 6 февраля 2014 г., речь шла именно о внедрении процессного подхода и автоматизации бизнес-процессов. Эксперты обсудили, как сделать так, чтобы внедрение BPM стало процессом повышения эффективности бизнеса, а не превратило участников в актеров, лишь исполняющих роли.

Андрей Коптелов: Распространение Process Mining сдерживается нежеланием совершенствовать бизнес-процессы

Андрей Коптелов, директор по консалтингу компании «Логика BPM», поделился своим видением проблемы распространения систем BPM в России. По его мнению, сдерживающим фактором служат СЭД и нежелание компаний совершенствовать свои бизнес-процессы.

CNews: Согласно исследованию вашей компании, которое проводилось среди участников профильных конференций, в России идет массовое внедрение BPM. Как вы думаете, как изменится картина, если в выборку включить компании реального сектора и организации из регионов?

Андрей Коптелов: Наше исследование построено на анкетах респондентов из компаний реального сектора, так что их ответы учтены. А вот добавление в исследование компаний из регионов, безусловно, может уменьшить количество сторонников внедрения процессного подхода и зрелость процессного управления в целом. Например, подобное исследование, проведенное нами в Санкт-Петербурге, показало, что процессные технологии там востребованы несколько меньше, чем в Москве, хотя отставание незначительное.

CNews: На конференции прозвучало мнение, что в России мало реальных BPM-проектов, потому что все вместо управления бизнес-процессов внедряют СЭД. В «Логике бизнеса 2.0» вы долго работали в связке с СЭД-практикой. Как соотносятся BPM и СЭД?

Андрей Коптелов: Соглашусь с тем, что системы электронного документооборота зачастую являются конкурентами систем BPMS. Например, многие СЭД имеют движки workflow, предназначенные для автоматизации небольших процессов, например, согласования договоров и заявок. Однако функциональность СЭД содержит «тяжелое» наследие бумажного документооборота с избыточной процедурой регистрации и контроля документов, что затрудняет их использование в ключевых бизнес-процессах компаний. Для автоматизации таковых чаще используются ERP или BPMS. На стратегическом горизонте, думаю, системы электронного документооборота будут постепенно сдавать свои позиции в пользу BPMS.

Почему BPMS, а не ERP? Здесь нужно рассказать о набирающем популярность сценарии автоматизации бизнес-процессов, который называется либерализацией ERP. Такая либерализация случается, когда из ERP выделяют часть процессной логики (сложной и дорогостоящей для изменений) и переносят ее в BPMS, где изменения проводить намного быстрее и дешевле. По оценкам аналитиков Gartner, снижение затрат на сопровождение и обновление в таком случае может составить до 80%. В этом сценарии BPM-система используется как расширение к ERP, позволяющее адаптировать процессы к темпам развития бизнеса.

CNews: Вы бы не могли привести пример успешного Process Mining в России?

Андрей Коптелов: В России есть несколько примеров успешного внедрения инструмента ARIS Process Performance Management, который относится к классу систем Process Intelligence и содержит функционал Process Mining. Такие внедрения были в газовом холдинге, нефтяной компании, телекоммуникационной и энергетической компаниях. С помощью Process Mining были проанализированы процессы закупок, продаж, технологического присоединения к сети, подключения абонента, управления платежами и другие. Однако не все компании готовы публично говорить о применении инструментов Process Mining, поскольку в результате их использования обнаруживается множество проблем в существующих бизнес-процессах. Я занимался всеми этими проектами, и у меня сложилось мнение, что проблема, сдерживающая массовое распространение Process Mining, заключается в низком уровне автоматизации российских компаний и их нежелании серьёзно совершенствовать свои бизнес-процессы.

CNews: Некоторые путают два разных BPM: Business Process Management и Business Performance Management. Как вы считаете, в чем причина смешения и как соотносятся эти технологии?

Андрей Коптелов: Да, путаница есть, поэтому мы используем терминологию аналитической компании Gartner, которая вместо Business Performance Management применяет термин Corporate Performance Management (CPM). Обе концепции – CPM и BPM – об одном и том же: они направлены на повышение операционной эффективности компании, которая, разумеется, влияет и на финансовую эффективность. Системы класса Business Process Management Suite автоматизируют цикл управления бизнес-процессами и являются системами операционного уровня. Новое поколение таких систем (Gartner именует их iBPMS) содержит, помимо операционной, еще и аналитическую функциональность: средства процессной аналитики, работающие в режиме реального времени (Business Activity Monitoring, BAM), инструменты обработки сложных событий (Complex Event Processing, CEP), социальные сетевые технологии, мобильный доступ для управления бизнес-процессами.

В системах CPM акцент делается как раз на аналитическую составляющую, направленную на поддержку принятия решений. Так что CPM и BPM прекрасно дополняют друг друга и развиваются в одном направлении (то, что Gartner называет умными бизнес-процессами – Intelligent Business Operations).