Разделы

Цифровизация Внедрения

BPM в России: профессионалы есть, но профессии нет

В непрофессиональной среде распространена ошибка, когда путают два разных BPM: Business Process Management и Business Performance Management. В первом случае речь идет об управлении бизнес-процессами, во втором подразумеваются аналитические системы для анализа бизнес-показателей. На конференции «BPM: Современные тенденции в управлении», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 6 февраля 2014 г., речь шла именно о внедрении процессного подхода и автоматизации бизнес-процессов. Эксперты обсудили, как сделать так, чтобы внедрение BPM стало процессом повышения эффективности бизнеса, а не превратило участников в актеров, лишь исполняющих роли.

По прогнозам Forrester, рынок BPM будет ежегодно расти на 14,6% и к 2016 г. его объем достигнет $7,6 млрд. По наблюдениям Станислава Макарова, журналиста-аналитика CNews Analytics, на протяжении последних лет интерес к решениям BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами) сохраняется на одном и том же уровне: сильно не растет, но и не падает. Около десяти лет подряд аналитики оценивают рост рынка в 10-15%. Не только в России, но и в мире круг пользователей BPM все еще ограничивается «ранними последователями». Эксперты прогнозируют рост, но не наблюдают широкого применения. «BPM всегда завтра», – резюмирует тенденцию эксперт.

Массовое внедрение BPM буксует, потому что высокопоставленные менеджеры и владельцы бизнеса не понимают, что такое управление процессами. Сейчас идеей BPM интересуются в основном ИТ-специалисты и узкий круг продвинутых менеджеров. Как рассказал Станислав Макаров, в день конференции на портале HeadHunter были размещены всего две вакансии на специалистов BPM, в то время как американский сайт выдавал несколько страниц вакансий по тому же запросу. «Профессионалы есть, но профессии нет, специалисты по процессам не востребованы на рынке труда, – заключает Станислав Макаров.

Опыт автоматизации процессов Bauer Media Россия с помощью BPMS-системы Metasonic Издательский дом «Бауэр Медиа» — российское подразделение одной из ведущих медиа-компаний Европы Bauer Media Group (Германия). Со штатом около 300 человек представляет собой типичный бизнес среднего размера. Эффективность процессов, в основе которых лежат электронные коммуникации сотрудников, в значительной степени зависит от личности исполнителей, и эти процессы не были автоматизированы. Идея проекта в «Бауэр Медиа» заключалась в том, чтобы создать простой и эффективный инструмент для автоматизации деловых электронных коммуникаций. Ведь любой бизнес-процесс, если он правильно выстроен в отношении коммуникаций, становится эффективнее и повышает эффективность всей компании. А кроме того, перестает так сильно зависеть от конкретных персоналий...

В 2013 г. «Логика BPM» провела опрос среди 120 участников московского BPM-форума «Миссия выполнима 2013». По мнению Андрея Коптелова, директора по консалтингу компании «Логика BPM», результаты опроса показали рост уровня процессной зрелости российском бизнесе. В опрошенных компаниях массово идет описание бизнес-процессов, самой популярной целью, ради которой внедряется процессный подход, является регламентация и стандартизация, но не повышение эффективности бизнеса. Продолжается переход от «партизанских» BPM-инициатив к централизованным проектам, создаются «процессные офисы».

Основной эффект от внедрения процессного управления респонденты видят в том, что бизнес-процессы становятся управляемыми. По мнению Андрея Коптелова, это впоследствии выльется в сокращение времени и расходов на их выполнение. Раньше всех проявляется эффект, связанный с улучшением качества взаимодействия подразделений. Значение такого эффекта, как сокращение издержек, снижается.

BPM vs СЭД

Причину того, что BPM до сих пор не стал общепринятой технологией, Станислав Макаров видит в том, что в нашей стране управление бизнес-процессами нередко подменяется управлением документооборотом. «Бюрократам BPM не нужен. Люди работают с бумажками, а не бизнес-процессами, потому что им это удобно для их личной мотивации. Только когда собственники настаивают на прозрачности, начинается реальное внедрение BPM», – считает аналитик.

Как пояснил Анатолий Белайчук, президент компании «Бизнес-Консоль», системы документооборота призваны навести порядок в канцелярии, в то время как системы управления бизнес-процессами предназначены для повышения эффективности всего бизнеса. В начале своего выступления консультант вступил в полемику с производителями программных продуктов для управления бизнес-процессами. «BPM нельзя купить – вы работаете или как раньше, или по-другому» – считает эксперт. По его глубокому убеждению, для построения системы управления бизнес-процессами не достаточно купить программное обеспечение, важно изменить подход к управлению компанией. Спикер убежден: «BPM – это не софт, а комплексная дисциплина, включающая в себя как минимум три аспекта: управленческий, технологический (программное обеспечение класса BPM Suite или BPMS) и проектный.

С помощью каких инструментов автоматизируются процессы в российских компаниях?

Источник: CNews, 2014

Для успеха компании необходимы две составляющие: ресурсы и процессы. «Ресурсы без процессов – деньги на ветер, а процессы без ресурсов – это аналитический паралич», – считает Анатолий Белайчук. По его оценкам, не только в России, но и в мире, число проектов BPM существенно уступает количеству проектов СЭД. Глава консалтинговой компании называет BPM высокими технологиями в управлении компанией и отмечает, что не у всех компаний есть аппетит к инновациям. Чтобы внедрять BPM, нужно обладать волей, видением целей и амбициями, считает он.

У проектов СЭД цели более скромные, чем у BPM – это тактические цели, а не стратегические. И в проектах СЭД, и в проектах BPM говорят о процессах, но имеют в виду при этом очень разные вещи.

BPM и ИТ-тренды

Как и в других областях информационных технологий, общий фон рынка решений для управления бизнес-процессами определяется четырьмя глобальными ИТ-трендами: облаками, мобильностью, социальностью и аналитикой. Ожидается, что рынок решений BPaaS и Cloud BPM к 2018 г. вырастет до $7.12 млрд (от $1.09 млрд в 2013 г.), показав темп роста на 45.55% в год.

Тенденцию к росту аналитики в BPM демонстрирует методология Process Mining, предназначенная для «ренгена» бизнес-процессов, когда аналитическая обработка следов пользователя в информационных системах позволяет увидеть и описать объективно существующий процесс.

Участники рынка убеждены: четыре глобальных ИТ-тренда будут способствовать распространению BPM. Социальность упрощает иерархию, когда можно напрямую обратиться к топ-менеджменту. Мобильность «убивает» регламенты, смешивая личное и рабочее пространства, увеличивая скорость принятия решений и вводя многозадачность – все это повышает потребность в управлении усложняющимися бизнес-процессами. Аналитика в реальном времени на каждом шаге бизнес-процесса помогает сделать сам BPM более адаптивным. Облака размывают границы организаций, они начинают взаимодействовать электронно, и здесь тоже требуется BPM. Поэтому не важно, будет ли система BPM облачной или нет, если организация не готова к процессному подходу.

Как рассказал Андрей Кулак, представитель по продажам ПО WebSphere компании IBM, последние обновления в платформе IBM BPM также отражают главные тенденции в ИТ и связаны с облачными решениями, мобильными приложениями и функциями социального взаимодействия. Система поддерживает полный цикл управления бизнес-процессами – от моделирования до мониторинга. Решение позволяет всем участникам проекта по BPM (разработчикам, оптимизаторам, администраторам, инспекторам и менеджерам процессов) работать в единой модели данных.

Последняя версия платформы IBM BPM 8.5 включает спектр решений для работы облаке. Облачное решение PureApplication может быть развернуто за 90 минут. В числе обновлений также портал участника процесса, портал взаимодействия с экспертом, функционал совместной работы над задачами, возможность оставлять комментарии, совместимый репозиторий документов, контент-менеджер FileNet, интеграция с Lotus Note и SAP, встроенный инструмент сбора и анализа ключевых показателей эффективности (KPI).

Андрей Кулак: Мобильность – это не дополнительный канал, а совершенно другой способ взаимодействия с клиентами

Андрей Кулак

Андрей Кулак, представитель по продажам ПО WebSphere, IBM, рассказал, как технология BPM помогает компаниям сократить издержки, а также оценил рынок в целом и облачные решения в частности.

CNews: На ваш взгляд, BPM – это дорогая технология или способ сократить издержки?

Андрей Кулак: Автоматизация BPM позволяет организации снизить издержки за счет ликвидации или перераспределения ресурсов, которые не нужны для достижения поставленных целей.

Читать далее

Андрей Коптелов: Распространение Process Mining сдерживается нежеланием совершенствовать бизнес-процессы

Андрей Коптелов

Андрей Коптелов, директор по консалтингу компании «Логика BPM», поделился своим видением проблемы распространения систем BPM в России. По его мнению, сдерживающим фактором служат СЭД и нежелание компаний совершенствовать свои бизнес-процессы.

CNews: Согласно исследованию вашей компании, которое проводилось среди участников профильных конференций, в России идет массовое внедрение BPM. Как вы думаете, как изменится картина, если в выборку включить компании реального сектора и организации из регионов?

Андрей Коптелов: Наше исследование построено на анкетах респондентов из компаний реального сектора, так что их ответы учтены. А вот добавление в исследование компаний из регионов, безусловно, может уменьшить количество сторонников внедрения процессного подхода и зрелость процессного управления в целом. Например, подобное исследование, проведенное нами в Санкт-Петербурге, показало, что процессные технологии там востребованы несколько меньше, чем в Москве, хотя отставание незначительное.

Читать далее

Павел Чарный: Российские системы в целом оставляют неплохое впечатление, особенно по соотношению «цена/качество»

Павел Чарный

Павел Чарный, независимый эксперт «Первой Формы», представил свое видение российского рынка BPM-решений, описал преимущества западных и отечественных решений.

Ольга Кулешова, коммерческий директор компании «Первая Форма», рассказала о собственной BPM-разработке компании.

CNews: Поделитесь своим видением российского рынка BPM-решений. Каков его объем, динамика?

Павел Чарный: Если не брать в расчет системные моменты рынка BPM-решений в России в целом, то мы увидим незначительный рост. Современные системы вызывают некоторый скепсис у руководства компаний, поскольку возникает необходимость преобразования бизнес-процессов, а эта задача для многих нерешаемая, она требует большое количество ресурсов, компетенций и затрат. В итоге мало кто решается на системные преобразования, большинство компаний ограничивается внедрением корпоративного портала и сосредотачивается на доработках основной учетной системы, надеясь превратить ее в полноценное ERP-решение.

Читать далее