Зачем нужен легальный софт?
Россия по-прежнему остается страной с одним из самых высоких уровней пиратства. Однако этот показатель стабильно сокращается уже несколько лет. По данным IDC, только по итогам 2005 года, он снизился на 4%. И если крупный бизнес давно перешел на легальное ПО, то предприятия СМБ делают только первые шаги. Что движет этими компаниями?Действительно, при покупке ПК с предустановленными лицензионным ПО компания автоматически "страхуется" от неожиданностей: все программы проходят тестирование, а продавец ПК дает соответствующую гарантию. Кроме того, компания получает право на получение постоянных консультаций по вопросам, возникающим в ходе эксплуатации легального софта. У всех производителей эта задача решена по-разному. Так, у Microsoft организована бесплатная линия технической поддержки. Кроме того, пользователь лицензионного ПО получает возможность привлечения сертифицированных специалистов компании-разработчика для обслуживания информационной системы.
Основные риски, возникающие при использовании пиратского ПО
- высокая вероятность критического сбоя системы;
- утечка конфиденциальной информации к конкурентам;
- возможность повреждения ценных корпоративных данных (бухгалтерской отчетности, клиентских баз, деловой документации);
- высокая вирусная уязвимость информационной системы предприятия;
- вероятность изъятия ПК или замораживания информации правоохранительными органами, влекущий за собой длительный простой и значительный штраф;
- падение доверия партнеров и инвесторов ввиду невозможности пройти аудит и сертификацию компании, товаров и услуг.
Вопрос безопасности также один из ключевых. Получение своевременных обновлений ко всем продуктам с большей степенью гарантирует надежную защиту компьютера от вирусных атак и возможной утраты корпоративной информации, а также выхода информационной системы предприятия из строя. Но получение необходимых сервис-паков, заплаток, актуальных антивирусных баз и т.д. возможно лишь при использовании легального программного обеспечения. Нередки случаи, когда на диск с пиратским софтом предварительно записана какая-то троянская программа или вирус, которые могут повредить информационную систему предприятия.
Малый и домашний
Вместе с тем, малый бизнес в России еще не так четко осознал необходимость создания положительной репутации по всем аспектам деятельности компании, в том числе в плане применения лицензионного ПО. Как уже упоминалось выше, если вопрос репутации не интересует предприятие, то его крайне трудно склонить к использованию легального софта только доводами о сервисе и репутации. Особенно при отсутствии того самого "жесткого кнута" закона. И в этом смысле малый бизнес очень близок к домашним пользователям ПК. Последние вообще не озабочены собственной репутацией и не желают платить за нее деньги.
Эти две группы пользователей являются основной "зоной риска" для компаний-разработчиков. В силу упомянутых выше причин их крайне трудно убедить в необходимости использования легального софта. Именно здесь на первый план выходит соответствующее образование пользователей. Многие крупные производители программного обеспечения осознали это и проводят по всей России масштабные образовательные акции. Их результативность говорит сама за себя. Так, например, по итогам 2005 года, объем поставок ПК с предустановленной лицензионной операционной системой Windows вырос на 12% и составил 40% от всех поставок ПК, а уже сейчас превысил 50%. За счет подобных акций, в 2006 году Microsoft планирует довести этот показатель до 60%.
Компания регулярно проводит образовательную программу "Преимущества использования лицензионного программного обеспечения (Value of Legal Software), которая нацелена на 2 сегмента: малый и средний бизнес и частных пользователей. Как нетрудно догадаться, VLS направлена на просвещение клиентов в области преимуществ использования лицензионного ПО, а именно наличие сервисов, доступных только лицензионным пользователям, повышение надежности и безопасности эксплуатации ПО, а также репутационных выгод. После успеха VLS, проведенной Microsoft в 4-х городах России (Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону), в этом году российский офис Microsoft проводит ее еще в 11 городах нашей страны, включая Москву.
Образовательные программы доказывают свою эффективность. Например, в результате проведения VLS в Самаре в мае-июне 2005 года, число осведомленных о возможности покупки ПК с предустановленной лицензионной операционной ОС выросло с 62 до 74%, при этом количество намеревающихся купить ПК с таковой увеличилось с 59 до 81%. Число же тех, кто однозначно не хотел покупать ПК с предустановленной ОС, снизилось с 20 до 3%. Действительно, пользователь готов массово покупать пиратскую продукцию в том случае, когда не видит принципиальной разницы между легальным продуктом и его пиратской копией. И настоящий "бум" использования лицензионного ПО наступит в случае эффективной работы разработчиков софта и соответствующих контролирующих органов страны. Кнут и пряник должны быть настоящими.
Константин Рюмин / CNews