Спецпроекты

Виктор Урусов: "Облака" — метод, а не лекарство от всех болезней

Бизнес Интеграция Облака Инфраструктура
Еще не вполне сформировавшееся к 2011 году, размытое представление о том, что собой представляют вычислительные "облака", позволяет при желании назвать "облаком" практически любую ИТ-сущность. Каждый облачный продукт в наши дни субъективен и отражает точку зрения конкретного вендора. О том, как не запутаться в проблеме, не попасть под влияние моды и грамотно оценить, нужны ли вашей компании облачные технологии, рассказывает Виктор Урусов, вице-президент DEPO Computers.

CNews: В должности ИТ-директора DEPO Computers вы создали мощную ИТ-инфраструктуру. Теперь вы вице-президент, курирующий направления продуктов и системной интеграции. Вам хорошо известно состояние умов коллег — российских ИТ-директоров. Как они воспринимают модные технологии и подходы — "облака", виртуализацию?

Виктор Урусов: Технологии и подходы меняются очень быстро. Но у здравомыслящего специалиста эти процессы не вызывают головокружения. Все помнят времена бурного роста доткомов и эпоху мейнфреймов, поэтому у опытных специалистов нет ни очарования новым, ни последующего разочарования — есть трезвое понимание, какие технологии и элементы облачной методологии, а также технологии виртуализации можно сегодня или завтра внедрить у себя. Я описал понимание ситуации верхнеуровневым ИТ-директором, скорее всего, работающим в крупной компании.


Виктор Урусов: Речь сегодня может идти лишь об использовании облачной методологии в модернизации ИТ

К нам приходят и менее подготовленные к дискуссии о новых технологиях специалисты, которые говорят буквально следующее: "Передо мной поставлена задача внедрить "облако". Что это?" Или: "Чем "облака" отличаются от виртуализации?" И мы обязаны помогать этим компаниям, повышать их компетенции.

Как правило, реальный прирост компетенций ИТ-специалистов в новых технологиях и подходах происходит в практике — в проектной работе. Любые теоретические семинары с красивыми презентациями про "облака" изобилуют общими словами. Неискушенный специалист уже не отличает, где в этом миксе маркетинга и ИТ образы идеальных технологий будущего, а где инструмент, который работает уже сейчас и готов к внедрению. В ярких маркетинговых образах начали путаться даже технические специалисты, которые воспроизводят их в профессиональном кругу. Собственно, этот процесс отражает реальное и очень важное изменение сознания ИТ-директора: этот специалист все чаще выступает на стороне бизнеса и мыслит именно бизнес-понятиями.

Очевидно, что облачный маркетинг отлично ложится на это меняющееся сознание, так как понятийный аппарат "облака" заточен под пользователя ИТ — как розничного, так и корпоративного. Однако не будем забывать, что большинство российских компаний — это все же не корпорации, а средний бизнес, который не готов самостоятельно внедрять новые подходы, и этим компаниям требуется не маркетинг, но реальная помощь и практика. На эту проблематику наслаиваются другие нерешенные вопросы — отсутствие общепринятых стандартов отрасли в сфере cloud computing, недоверие заказчиков к новым подходам, неготовность отдать кому-либо свои данные, дефицит ИТ-специалистов, владеющих практическими знаниями о новых инструментах. Поэтому я вижу рынок заказчиков в целом как большой сегмент пользователей, уже охваченный рекламой, но еще не обладающий знаниями о том, как, когда и какие именно новые технологии можно внедрить у себя.

CNews: Как компаниям надо действовать в текущей рыночной ситуации?

Виктор Урусов: Прежде всего, стоит разобраться в облачном предложении. В дискуссиях вокруг cloud computing очевиден уклон в рассуждения о публичном "облаке" как новой, более совершенной модели аутсорсинга ИТ. В мире уже существуют такие публичные сервисы. В них реализованы все требования стандарта NIST — и биллинг услуг, и автоматизация всех работ, и доступность ресурса из любой точки.

Если же говорить об "облаках" для компаний, то здесь ситуация иная, и заказчикам стоит в этом разбираться. Я не знаю частных "облаков", созданных по стандарту NIST. Да, ваши ресурсы могут разместить в дата-центре, повысится уровень их доступности, но автоматизации работ пользователя, доступности из любой точки, биллинга, скорее всего, не будет — эти задачи сложно решить в корпоративной ИТ-инфраструктуре.

Следовательно, речь сегодня может идти лишь об использовании облачной методологии в модернизации ИТ. Эта методология при грамотном применении может повысить степень гибкости, масштабируемости, адаптивности ИТ-инфраструктуры. Вопрос экономики здесь неоднозначен — можно добиться как повышения, так и снижения ТСО, все зависит от текущего состояния ИТ заказчика и его возможностей. Облачная методология требует пристального изучения и апробации.

Наиболее реальной моделью облачной инфраструктуры мы считаем гибридный вариант, когда в ИТ компании задействованы возможности как частного, так и публичного "облаков", а также ресурсы текущей ИТ-инфраструктуры. Публичное "облако" решит проблемы пиковых нагрузок, ресурсов на тестирование и разработку, резервирование, внутри компании в облачной модели будут решаться задачи, связанные с наиболее важными, конфиденциальными данными.

Говоря о рыночном предложении, мы всегда рекомендуем заказчикам искать в любой заявленной технологии реальные решения и возможности для себя. Сейчас рынок предложения по "облакам" формируют, в основном, вендоры. Выбирая то или иное "облако", клиент фактически выбирает именно видение вендора и доверяется ему в ситуации, когда стандарты не сформированы и каждый облачный продукт, по факту, субъективен. Поэтому компании зачастую по-прежнему называют "облаком" то, что формально таковым не является.

Мой призыв к российским ИТ-специалистам звучит просто: "Воспринимайте предложения здраво, ищите суть предложения, никогда не ждите от нового подхода решения всех своих задач. Тогда, возможно, он поможет вам сделать следующий шаг". Мы, к примеру, реализуем облачный подход в проектной работе. Однако это не значит, что мы всем советуем идти в "облако" или виртуализовать ресурсы. Нет и не может быть лекарства от всех болезней. Далеко не каждой российской компании прямо сейчас нужны виртуализация и "облака" – для кого-то такие проекты обернутся растратой денег и ресурсов и никогда не окупятся. Кому-то в данной ситуации нужнее не консолидация серверов или виртуальная сеть, но, к примеру, отдельно стоящие физические машины, решающие конкретные задачи значительно эффективнее и экономичнее.


Тема месяца

Почему программные роботы стали вдруг так популярны?

В связке с ИИ они способны выполнять контрольные и управленческие функции.

Точки роста

На какие проекты расходуется четвертый по величине региональный ИКТ-бюджет

Игорь Никитин

министр ИТ Пермского края