Разделы

Безопасность Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения

Вечная гонка: какие ИТ обеспечат банкам первые места

На смену интересным, но несколько отвлеченным дискуссиям о преимуществах новых технологий или общих принципов применения аутсорсинга в банковском секторе сегодня приходит обсуждение других тем и конкретных вопросов. Основные из них касаются того, как современному банку противостоять конкурентному давлению телекоммуникационных компаний и игроков из смежных отраслей? Что конкретно подразумевается, когда говорится о мировом уровне ИТ-разработок для банковской отрасли? Как отечественным банкам угнаться за быстро изменяющимися запросами потребителей, требованиями регуляторов рынка, постоянно появляющимися инновациями? Обо всем этом говорили участники круглого стола "Информатизация банковского сектора в России: современные ИТ-продукты мирового класса", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Г-н Катрич перечислил ряд новых глобальных трендов, среди которых он, в частности, выделил разработку новых интерфейсов для полноценной виртуализации, использование всех видов мобильных устройств клиентами и обслуживающим персоналом банка, повсеместный уход от наличного денежного обращения, развитие современных видов ДБО - вплоть до банковского обслуживания клиентов непосредственно в социальных сетях - и ряд других не менее интересных тенденций. Например, получение ипотечного обслуживания должно оказаться, по мнению г-на Катрича, не сложнее процедуры выбора тарифного плана в мобильной телефонии или оплаты коммунальных платежей. "Один из ключевых факторов успеха сегодня - это сотрудничество банков и компаний, которые находятся в одной и той инновационной системе координат, отличаются от общей массы и внедряют технологии быстрее других", - подчеркнул г-н Катрич.

Дорога к успеху

"В ближайшие несколько лет произойдут драматические изменения во взаимоотношениях банков и клиентов", - уверен председатель совета директоров "Диасофт" Александр Глазков. Современный клиент скорее простит банку высокие тарифы за обслуживание через мобильные приложения или интернет, нежели неудобства, связанные с необходимостью обязательного посещения банковского офиса. Поэтому финансовые учреждения вынуждены развиваться очень быстро, причем их возможности тратить много средств на развитие и принимать на себя высокие риски сегодня весьма ограничены. Необходимые для этого знания и опыт аккумулированы не в монолитных многофункциональных платформах, а в технологически зрелых решениях, построенных на базе компонентной архитектуры, транслирующей лучшие банковские практики не в виде набора функций, а как оптимально сконструированные, отработанные бизнес-процессы.

Полноценная реализация такого подхода весьма длительна, затратна и трудоемка: на декомпозицию имевшегося исходного программного кода и разработку отвечающей современным требованиям многоуровневой архитектуры FLEXTERA компания "Диасофт" потратила более 5 лет. FLEXTERA дала возможность сделать процесс развития систем автоматизации дискретным: позволила быстро интегрировать готовое приложение, решающее отдельную учетную, сервисную, аналитическую или любую другую задачу, с основной АБС, обеспечивая при этом высокую производительность получившейся целостной ИС. Самое главное, что дает FLEXTERA банку - это возможность следовать за потребностями клиентов, быстро развивая новые каналы обслуживания по мере их возникновения, не создавая при этом новых громоздких приложений, и не меняя самой платформы. Возникновение нового канала для продаж банковских услуг, благодаря FLEXTERA, дает новую точку доступа к клиенту, которую можно автоматизировать в считанные дни, обеспечив при этом нужную производительность, без излишних рисков и затрат.

Такого результата сложно добиться, если просто пытаться "поставить сверху" еще одно приложение на неподходящую для этих целей программную платформу. "Архитектуру, ориентированную не на функции, а на сервисы и бизнес-процессы, лучше всего строить изначально", - подчеркнул г-н Глазков. Поэтому, помимо продаж в России, наиболее перспективными для полноценных внедрений решений "Диасофт" он считает развивающиеся рынки Африки, Азии и Латинской Америки. Кроме того, "Диасофт" активно продвигает свои решения на европейском рынке, а также открыла офис продаж в Китае. Важной стратегической задачей при этом г-н Глазков называет сотрудничество и партнерство с компанией IBM. "Даже если вы превосходите своих зарубежных конкурентов на порядок, одного этого не достаточно для успешных продаж в мировых масштабах", - поделился своим опытом г-н Глазков.

Ставка на партнеров

"Совместные проекты IBM и банков оцениваются сегодня в 25 млрд долл., причем, по итогам 2010 года совокупные продажи ПО и финансовых сервисов составили более 80%", - сообщил Андрей Суворов, руководитель по работе с ключевыми заказчиками в секторе финансовых услуг IBM в России и СНГ. При этом на рынке ИС и банковских приложений главную роль IBM отводит партнерским компаниям. Важным моментом в развитии партнерской экосистемы интеграторов и увеличении продаж бизнес-партнеров в сегменте потребителей-финансистов является включение в IBM Banking Industry Framework созданных партнерами продуктов - таких как новое поколение программных продуктов компании "Диасофт" FLEXTERA, что произошло в 2011 году после окончания аудита на соответствие FLEXTERA требованиям IBM, проведенного в 2008-2010 гг.

Основным современным трендом в области автоматизации банков г-н Суворов считает интеллектуальную коммерцию, учитывающую при помощи микротаргетинга и других маркетинговых инструментов реальные запросы современного "продвинутого" покупателя банковских сервисов и услуг, что позволяет удержать выскоприбыльных клиентов, работать с низкомаржинальными и пр. Современный банк – это не консервативное учреждение, а скорее фабрика финансовых сервисов, которая должна быть оперативной, масштабируемой и вовремя модернизироваться. На выстраивание цепочки расчетов с контрагентами, организации продаж и разворачивание персонифицированного сервиса для конечных потребителей у банка должна уходить одна-две недели, иначе его место в возникшем на рынке канале займут конкуренты. "Практически помочь банкам в этом деле должна новая концепция IBM Smarter Commerce", - уверен г-н Суворов.

Опыт разработки

Директор по развитию бизнеса EPAM Systems Артак Оганесян поделился опытом разработки программных решений для финансовой индустрии. Он отметил, что заказчики сегодня уделяют все больше внимания именно автоматизации бизнес-процессов, чем широте функционала, причем среди российских банков-потребителей финансового ПО постепенно зарождается правильный современный взгляд на клиента "как на центр вселенной". По наблюдениям г-на Оганесяна, многие финансовые компании в РФ не так обременены унаследованными ограничениями, исторически обусловленными многолетним развитием имеющихся у них ИС, в большей степени готовы подстраиваться под возникающие нужды потребителя, отслеживать изменения рынка и внедрять инновации.