Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Сергей Абрамов: России нужна национальная суперкомпьютерная техплатформа

Директор Института программных систем имени А.К. Айламазяна РАН Сергей Абрамов в интервью CNews рассказал, как продвигается формирование национальной суперкомпьютерной технологической платформы, и ответил на ряд других вопросов, касающихся российского суперкомпьютерного рынка.

  CNews: Хотелось бы уточнить также другой момент. В 2010 году завершилась суперкомпьютерная программа СКИФ-ГРИД России и Белоруссии. На смену ей идет новая программа, СКИФ-Союз, рассчитанная на 2012-2015 годы. Ее готовят Минобрнауки и Национальная академия наук Беларуси. В декабре планировалось подавать заявку в Минфин, Минэкономразвития. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

Сергей Абрамов: История еще не завершилась, и в хорошем и в плохом смысле этого слова. Надо сказать, что движение идет, несомненно, в сторону обеспечения преемственности результатов программы "СКИФ-ГРИД" и их развитии. Я хочу обратить внимание, что есть такое понятие – перечень перспективных программ союзного государства. Он обновляется, пересматривается и пр. На данный момент этот перечень подписан Владимиром Путиным и там указаны как перспективные две программы. Это СКИФ-Недра и СКИФ-Союз. К сожалению, правила формирования программ часто корректируются. И сейчас движение по программе СКИФ-Союз связано с пунктом, в котором говорится, что если программа опирается на результаты предыдущей программы, то ее можно подать на рассмотрение не раньше, чем закончатся все отчетные процедуры по завершенной программе.


СКИФ-Аврора – очень большой проект, в который превратился скромный опытный образец на 40 млн руб

Несомненно, СКИФ-Союз опирается на результаты СКИФ-ГРИД. Локально и в России, и в Белоруссии программа СКИФ-ГРИД завершена: все госиспытания проведены, контракты выполнены, все отчеты закончены, представлены госзаказчикам и приняты, больше ничего не происходит. Но есть еще суммарный отчет, подготовка которого займет какое-то время. Я думаю, что в течение нескольких недель эти процедуры будут выполнены. То есть мы не потеряли темпа и постараемся на одном и том же Совете Министров получить правительственное решение о том, что принят отчет программы СКИФ-ГРИД, и тут же утвердить концепции СКИФ-Союз, ориентированной на начало с 2012 года, и СКИФ-Недра, которую очень бы хотелось начать в этом году, что отвечает тенденции на повышению эффективности использования суперкомпьютерной техники в использовании ресурсного потенциала нефтегазовой отрасли.

  CNews: Я помню, озвучивались объемы финансирования этой программы, около 2-3 млрд руб., что по мировым меркам довольно скромно, потому что в Штатах, к примеру, ежегодное финансирование исчисляется сотнями миллионов долларов. С чем связаны такие скромные запросы?

  Сергей Абрамов: Скромные запросы… Во-первых, конечно, тут важно учитывать несколько моментов. В первую очередь, скромность наших запросов связана с реальными возможностями Союзного государства. Это первое ограничение. Можно запросить и больше, и эффективно потратить эти деньги. На все предыдущие программы мы потратили около полумиллиарда рублей, это на 10 лет предыдущих программ, а сейчас запрашивается 2-3. С этой точки зрения сумма выросла. И мы, конечно, освоили бы и 10.. освоили.. Вы заулыбались, ведь в русском языке это слово уже испорчено. Давайте скажем: мы эффективно использовали бы и большие ресурсы. Но реальные возможности союзного государства, связанные с одной программой с такими задачами, находятся на уровне 2-3 млрд руб. Соответственно, под этот объем мы и выстраиваем свои планы.

CNews: Теперь хотелось бы спросить про платформу СКИФ-Аврора, разработанную альянсом при поддержке Intel, в который также вошли итальянская компания Eurotech, ваш институт, компания РСК СКИФ. СКИФ-Аврора была представлена в 2009 году, однако проекты, которые были реализованы на базе этой платформы в России можно пересчитать по пальцам одной руки. С чем это связано, почему так мало проектов?

  Сергей Абрамов: Почему поставки СКИФ-Авроры на российском рынке можно пересчитать по пальцам одной руки? Потому что весь российский рынок можно пересчитать по пальцам трех рук, при этом две трети относятся к западным поставкам, и остается одна. Ведь СКИФ-Аврора – очень большой проект, в который превратился скромный опытный образец на 40 млн руб. Свои 40 добавил ЮУрГУ, и программа расширилась в два раза. В конце прошлого года ЮУрГУ принял решение вложить в новый проект еще 240 млн руб., и сейчас уже одна Аврора оправдывает человеческие, интеллектуальные, организационные усилия. Я до сих пор не понимаю, как получилось, не отдав практически ничего, получить очень многое. Это я транслирую не свою оценку, ее дали данному проекту Счетная палата и другие серьезные проверяющие органы, включая силовые структуры, которые проверяли, не было ли передачи критических технологий на Запад, продажи Родины и т.п. Не было! Хотя обеспокоенность по этому поводу многих "радетелей Отечества" проявлялась и в явном, и в неявном виде, дабы создать обстановку нетерпимости к конкурентным разработкам и помешать освоению решений мирового уровня технологий.

Хотелось бы особо остановиться на "отечественности" СКИФ-Авроры. Этот вопрос часто задают, и мы всегда перечисляли, какие компоненты, кем и как разрабатывались. Сейчас я не буду повторяться, а заострю внимание на другом, более важном аспекте: главным итогом работ по этому проекту я считаю даже не то, что создана установка, а то, что все технологии, разработанные как нами, так и нашими зарубежными партнёрами, остались в России. Сегодня мы имеем право на законных основаниях, безо всякого пиратства и безо всяких отчислений, производить у себя в стране все узлы и компоненты СКИФ-Авроры, собирать установки и продавать их. Это очень важно – значительно важнее самого факта постройки суперЭВМ.