Спецпроекты

"Облака": эксперты обсудили прикладные аспекты

Телеком Интернет Безопасность Бизнес Интеграция Конференции SMB Облака Инфраструктура ИТ в госсекторе Внедрения Веб-сервисы Новости поставщиков Законодательство SMB Бизнес
Облачные технологии и сервисы в 2011 г. подошли к завершению процесса становления и формирования базовых понятий. От теории, интересной лишь ИТ-специалистам, общество переходит к обсуждению конкретных проектов и примеров применения облачных технологий в разных сферах экономики. Круглый стол "Услуги из "облака": спектр выбора", проведенный CNews 23 ноября, был посвящен прикладным аспектам применения облачных технологий и сервисов.

2011 год можно с уверенностью назвать ключевой вехой в истории "облаков". Именно в этом году бизнес и ИТ окончательно определились в понимании того, что считать "облаками", какие ожидания они могут оправдать и на что рассчитывать не следует. Ряд крупных международных компаний пришел к широкому использованию частных "облаков", а многие компании в секторе малого и среднего бизнеса всерьез рассматривают возможность отказа от традиционной модели ИТ-инфраструктуры в пользу публичных "облаков" от крупных провайдеров. По данным Cloud.com, Zenoss и BitNami, более 60% респондентов разрабатывают стратегию внедрения "облаков", а треть опрошенных уже использует их. По данным агентства Gartner, к 2015 г. более половины госуслуг будет поставляться из "облаков".

В России, несмотря на настороженное отношение к "облакам", во второй половине 2011 г. стартовал ряд заметных облачных проектов: компания Softline запустила сервис на базе SAP, "Билайн" запустил свой "Office 365", заработал магазин облачных приложений от МТС и т.д. Одним словом, ландшафт "облаков" в мире и в России меняется и становится все более привлекательным для конечных пользователей.

"Билайн" вструпает в диалог машин

О применении облачных технологий в такой относительно новой для российского телекома сфере, как M2M (machine to machine), участникам круглого стола рассказал Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО "ВымпелКом". "Билайн Бизнес" совместно с Jasper Wireless недавно вывел на рынок SaaS-продукт — "Центр управления М2М". Первое комплексное решение на этой платформе — это система мониторинга служебного автотранспорта, позволяющая отслеживать маршруты передвижения машин, передавать служебные SMS, email и другую информацию. Разработчики будут развивать свою платформу и собираются выпустить на рынок новые М2М-продукты.

Мировой рынок М2М — систем обмена информацией между цифровыми устройствами через каналы связи — в последние годы активно развивается. Активная база SIM-карт сотового сегмента M2M ежегодно растет примерно в полтора раза; к 2014 г. ожидается 300 млн активных карт и годовой сервисный оборот в 22 млрд долл. В России с 2011 по 2015 г. прогнозируется рост активной базы в 10 и более раз. Основные причины такого роста — развитие системы мониторинга транспорта, включая ЭРА ГЛОНАСС ; модернизация и автоматизация АСУ в части энергетики, ЖКХ и других отраслей; рост рынков ритейла и бытовой электроники.

Хранилище для Татарстана

Заместитель директора ГАУ "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк" Искандер Динисламов сделал доклад об опыте использования облачных технологий в рамках программы "Электронный Татарстан". С 2005 г. в Татарстане развивается республиканская система электронного документооборота, а в 2008 г. был построен дата-центр, сосредоточивший все государственные документальные ресурсы — единое хранилище для всех министерств и ведомств. Сегодня в нем собрано около четырех с половиной миллионов документов и девять миллионов резолюций. Ежедневно к ним добавляется 7,5 тысяч новых документов и 16 тысяч резолюций. В системе зарегистрировано 25 тысяч пользователей, имеющих постоянный доступ к рабочим материалам. Практика 6 лет эксплуатации показала, что эффективность документооборота в государственных структурах Татарстана значительно возросла.

ПИК: управление информацией в "облаке"

Сергей Потапов, ИТ-директор группы компаний ПИК, на ее примере проанализировал в своем докладе потенциал облачных сервисов для бизнеса. Важная тенденция последних лет в ИТ — переход ИТ-инфраструктуры на аутсорсинговую модель. Это позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и одновременно снижать затраты. Однако даже при таком подходе ИТ-департаменту бывает трудно соответствовать всем требования бизнеса, если он развивается быстрее информационных технологий. Что же делать? Решение проблемы — в постепенной смене роли ИТ-департамента с технической на управленческую. Роль этого депертамента в эффективной современной компании — управление не инфраструктурой, а информацией. Такой подход хорошо укладывается в рамки современных облачных тенденций и технологий, отделяющих информацию от физической инфраструктуры.

General Motors отдает свои данные Amazon

Андрей Федотов, CIO "GM Россия и СНГ", в своем докладе рассмотрел как общие тенденции развития ИТ и рынка облачных технологий, так и практику построения и применения "облаков" в General Motors. Руководство этой транснациональной корпорации столкнулось с теми же проблемами в ИТ, которые знакомы большинству руководителей: рост затрат на поддержание ИТ в состоянии, адекватном растущим запросам бизнеса, и одновременное снижение эффективности ИТ-подразделений и процессов. По итогам анализа ситуации было принято решение вынести часть ресурсов и систем в "облака". Проанализировав предложения крупнейших облачных провайдеров (OpSource, Amazon Web Services, SoftLayer, SunGard и др. ), GM остановилась на Amazon. Сейчас корпорация реализует масштабный проект по выносу большей части своей ИТ-инфраструктуры в дата-центры Amazon. В итоге General Motors избавится от непрофильных ресурсов и сможет более эффективно использовать оставшиеся.

Облачный подход к здоровью

Максим Ветлугин, представитель сети клиник "Моя клиника", рассказал о том, как внедрение сервисной модели PaaS (Platform as a Service) повысило эффективность использования ИТ в сети медицинских учреждений. При использовании модели PaaS ИТ-подразделения потребителя сервиса управляют лишь двумя высшими уровнями в терминах ISO/OSI: данными и приложениями. Остальными пятью нижними уровнями управляет провайдер сервиса, снимая с потребителя непрофильные заботы. Провайдер при этом может быть как внешним, так и внутренним — это не имеет значения.

Алексей Назаров: Спрос на М2М решения растет в геометрической прогрессии

На вопросы CNews ответил Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес сегмента, «ВымпелКом».

CNews: Как меняется спрос на М2М-решения со стороны российских предприятий различных отраслей?

Алексей Назаров: Спрос на М2М решения как таковые растет в геометрической прогрессии. Еще несколько лет назад речь шла о локальных проектах в отдельно взятых отраслях, то теперь, ввиду очевидных преимуществ использования М2М решений на основе беспроводной связи, все больше предприятий и отраслей применяют М2М решения.

Читать далее


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.