Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

«Галактика»: У российского ИТ-бизнеса есть опыт импортозамещения

Уходящий год принес вместе с политическими изменениями новшества и на российский ИТ-рынок. Председатель правления корпорации «Галактика» Дмитрий Черных считает, что сейчас настало время больших возможностей, не менее интересных, чем в 1990-е годы, когда бизнес активно заполнял пустующие ниши на рынке. В интервью CNews он рассказывает об опыте тех лет и о том, какие требования ИТ-бизнес должен ставить перед собой сейчас.

CNews: С чего начиналась ваша компания? Как вы пришли в ИТ?

Дмитрий Черных: Мы начинали работать еще в Советском Союзе. В 1987 году наша группа выпускников мехмата Московского государственного университета воспользовалась возможностью что-то сделать на зарождающемся рынке. Тогда еще нельзя было частным лицам выполнять работы для предприятий и организаций, не было никаких акционерных обществ. Самыми первыми ростками бизнеса стали учрежденные при райкомах комсомола центры НТТМ – научно технического творчества молодежи. Работающие в них коллективы имели право выполнять подряды и обналичивать полученные деньги. Одновременно начинали свою деятельность и кооперативы, но с ними тогда, как правило, не работали государственные организации.

Под эгидой центра НТТМ мы занялись разработкой программного обеспечения для компьютеров. Самой первой задачей стала система нормативов и планирования производства для Митинского завода автоспецоборудования. Сначала мы считали, что сделаем все очень быстро, но вскоре поняли, что это, по сути, создание системы АСУП на персональных компьютерах, и вместо полугода проработали над задачей гораздо дольше.

Дмитрий Черных: Мы были самой сильной компанией в стране, считали, что нашли свое направление, в котором и будем успешно развиваться, пока не случился 1991 год, который все изменил

Для решения этой задачи нам пришлось построить целый ИТ-ландшафт. Более того, поскольку в те времена вычислительные мощности компьютеров были невелики, нам пришлось сделать собственную систему виртуализации. Созданную нами для завода платформу мы назвали «Атлант», в нее входили разработанные нами системы проектирования форм-отчетов, проектирования интерфейса, сетевые протоколы, собственная СУБД.

В те годы наша система была достаточно популярна, мы ее инсталлировали примерно на 50 машиностроительных предприятиях. По сути, то, что мы сделали, можно было назвать популярным сегодня словом «импортозамещение».

CNews: Как вы переживали предыдущие экономические и политические кризисы?

Дмитрий Черных: Мы были самой сильной компанией в стране, считали, что нашли свое направление, в котором и будем успешно развиваться, пока не случился 1991 год, который все изменил. Тогда произошла колоссальная девальвация рубля – не как сейчас, на 50%, а в 5000 раз. Это было сумасшедшее время: расчеты между предприятиями были парализованы, образовались так называемые картотеки. Это был механизм автоматического снятия средств со счета заказчика после предъявления исполнителем в банке подписанного акта выполненных работ. Получателей было много, денег не хватало, и предприятия «вставали в очередь», которая заносилась в специальную картотеку.

В 1991 году мы участвовали в отраслевой выставке, представляя свои АСУП и систему оплат. Стояли и смотрели, как крупные заказчики проходят мимо нас – в прямом и переносном смысле, – потому что промышленность в стране тогда просто исчезла как рынок для нас. А у нас были долги, из-за которых работа зашла попросту в тупик.

Помогли нам случай и умение им воспользоваться. На этой выставке мы увидели большую очередь к одному из стендов, в которой стояли хорошо одетые женщины. Мы пошли выяснять, к чему такой интерес, и увидели, что они все стоят, чтобы купить бухгалтерскую программу на дискете. Это был даже не бухучет, а программа для автоматизации простейших финансовых операций «Финансы без проблем», которую придумала мариупольская фирма «Хакерс Дизайн».

Естественно, мы тоже купили дискету с их программой и всю ночь потом смотрели, что она собой представляет, и что нужно сделать нашей компании (тогда она называлась «Атлант»), чтобы выйти на этот рынок. Решение было радикальным: мы закрыли все разработки и переключили всех занятых на них сотрудников на создание полноценной бухгалтерской системы. Для этого нужно было взять наши комплексные решения для предприятий и обрезать все лишнее, оставить только простую и гибкую бухгалтерскую систему для массового рынка.

В результате за три месяца круглосуточной работы мы создали такую систему и назвали ее «Бухкомплекс». Для продаж нужна была реклама, а где деньги на нее взять, если у нас, как и у многих в стране одни долги? Пришлось искать нетрадиционные возможности. Я даже пошел на такой риск, что взял заем у частных лиц под залог квартиры. Но мы провели массированную рекламную кампанию в газетах, отраслевых журналах, на телевидении, и в результате продажи пошли сильно и быстро – только на изготовлении дистрибутивов у нас было занято 20 сотрудниц.

Тогда же мы стали инноваторами в способах оплаты продукции. Прежде всего, нужно было выставить счет покупателю и желательно как можно быстрее получить деньги. Тогда не то, что электронной почты не было – даже факсы стояли не у всех, а те, что были – работали очень плохо на старых АТС. Через два месяца мучений нам пришла в голову идея отправлять счет почтой вместе с дискетой, и пусть клиент его оплачивает. Были сомнения, но все-таки мы решились на эксперимент. Бухгалтеры – люди ответственные… И мы не ошиблись – 98% счетов были оплачены.

Это убрало одну из преград в продажах и позволило нам развиваться еще быстрее. Мы поймали волну и сделали также систему управления торговлей «Меркурий», ряд других систем. В конце концов мы заполнили еще одну нишу, создав в 1994 году систему управления территориально распределенными компаниями со множеством торговых площадок, складов и т.п. Она решала задачи планирования, управления заказами, экспортными операциями, мониторинга, имела мощный логистический блок, финансовую систему. Соответственно, сами изобретали и реализовывали технологии, на которых системы работали.

CNews: Как в то время проводились проекты внедрения комплексных систем?

Дмитрий Черных: Никаких проектов не было, 20 лет назад любая система продавалась как «коробка»: купил и инсталлируй сам. Цену мы тогда установили просто сумасшедшую – около 1000 долларов за одну лицензию. И нас стали посещать уже не бухгалтеры и руководители торговых подразделений, а владельцы бизнеса. Они приходили в дорогих костюмах, с большими сотовыми телефонами, грустно смотрели на нас и говорили: «Помогите, я уже совсем перестал понимать, что происходит. Я не знаю, сколько у меня товара, какая реализация, какая у меня выручка. Все работает бурно и интенсивно, но я не знаю даже, сколько есть денег и сколько из них принадлежит мне».