Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Александр Рябых: ЛПУ не должно решать ИТ-проблемы

На вопросы CNews ответил заместитель директора по информационным технологиям государственного автономного учреждения МИАЦ (Тюменская область).

"Регистратура" позволяет сотрудникам ЛПУ заносить в базу данных информацию о пациентах — в частности, их персональные данные, сведения об инвалидности, льготах и диспансерном учете. Единая база данных стандартизирует ведение дел в различных ЛПУ и упрощает поиск данных о пациентах, пришедших из одних ЛПУ в другие. "Регистратура" обеспечивает управление расписаниями приема специалистов и запись пациентов на прием, на процедуры и обследования. На основании хранящейся в базе данных информации оперативно формируются нужные отчеты — о графиках рабочего времени врачей, о записавшихся на прием и принятых пациентах, о списках жителей, приписанных к определенному ЛПУ или участку (не только по базе данных ИРИС, но и по базе данных территориального фонда обязательного медицинского страхования).


На сегодняшний день система внедрена и работает во многих ЛПУ, в частности, в Областной клинической больнице №3 Тюменской области

"Рабочее место врача" автоматизирует большой круг задач, возникающих в повседневной работе специалистов медицинского учреждения. Прежде всего, это занесение в базу данных, хранение и обработка первичной информации обо всех случаях посещения ЛПУ пациентами, их наблюдения и лечения. На основании этой информации ИРИС формирует необходимые в работе ЛПУ учетные и отчетные документы.

Среди этих документов — паспорта участков (списки лиц, обслуживаемых участковыми врачами), формы государственной статистической отчетности №12 и №57, отчеты для предоставления в учреждения здравоохранения Тюмени и Тюменской области, отчеты по открытым и закрытым случаям лечения, отчеты об оказанных медицинских услугах. Система также формирует реестры на оплату оказанных услуг по программе обязательного медицинского страхования (ОМС) на территории Тюменской области и реестры на оплату оказанных услуг для межтерриториальных расчетов — за медицинскую помощь гражданам вне территории страхования.

С помощью ИРИС с рабочего места врача удобно как вводить информацию в систему, так и получать к ней доступ. Если в лечении пациента участвуют несколько специалистов, то вводимая каждым из них информация сразу становится доступной для других. Терапевт или педиатр может из своего кабинета записать пациента на прием к узким специалистам. ИРИС позволяет планировать повторные приемы пациентов специалистами, координируя графики их работы и решаемые задачи.

Руководство управляющих организаций сферы здравоохранения может принимать решения на основании информации, поступающей из всех ЛПУ в режиме реального времени. ИРИС предоставляет агрегированные показатели работы ЛПУ с высокой детализацией — вплоть до данных по каждому отдельному специалисту.

Функциональный компонент "Управление ведением медицинской документации" — это электронная медицинская карта. Требования к этому компоненту, его концепция и объем работ по его созданию были определены в результате обследования лечебно-профилактических учреждений, проведенного в 2010 году. Реализация запланирована на 2011 год. Этот сложный функциональный компонент предназначен для ведения форм медицинской документации первой очереди. К таким формам относятся медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, медицинская карта больного дневного стационара. Компонент позволит амбулаторно-поликлиническим учреждениям автоматизировать основные процессы взаимодействия структурных подразделений в части ведения этих форм и предоставит специалистам механизм оперативного и разграниченного доступа к персонифицированной медицинской информации о пациентах.

Еще один модуль ИРИС — "Управление человеческим капиталом". Его основной функциональный компонент — "Кадры". Он поддерживает все основные процессы учета кадров и управления человеческими ресурсами. Он обеспечивает централизованное хранение информации о работниках здравоохранения Тюменской области. В компоненте реализованы широкие и гибкие функции ведения отчетности.

CNews: Какие изменения были внесены компанией-разработчиком в первоначальный продукт в связи с потребностями вашей организации?

Александр Рябых: Платформа SAP ERP 2005 включает в себя ряд готовых модулей, которые поддерживают множество базовых бизнес-процессов, и все это реализовано на очень высоком уровне. На момент внедрения медицинское решение на базе SAP уже было переведено на русский язык, но еще не было адаптировано к российскому законодательству. Нам понадобилась, в частности, адаптация к российским стандартам здравоохранения и нормативным документам, регламентирующим работу медицинских организаций.

CNews: Какова масштабируемость ИРИС?

Александр Рябых: Наша система обладает практически неограниченной масштабируемостью. Это достигается за счет того, что платформа SAP ERP 2005 изначально проектировалась как хорошо масштабируемая.

CNews: Расскажите об этапах проекта. Как идет процесс внедрения? Возникают ли трудности?

Александр Рябых: При выборе системной платформы программного обеспечения мы изучали лучшие мировые практики — и выбрали SAP ERP 2005. Затем началось формирование проектной команды и групп экспертов по всем областям проекта. Очень важным этапом было тщательное планирование с учетом имеющихся ресурсов и объема работ, с точным определением требований к функциональности разработки и к подрядчикам.

Пилотное внедрение мы провели в крупном учреждении — областной клинической больнице №2. Затем мы стали поэтапно, последовательно тиражировать решение на другие медицинские учреждения Тюмени. Процесс внедрения во всех случаях одинаков: сначала вводится в эксплуатацию "Регистратура", затем, с интервалом в несколько месяцев, — "Рабочее места врача".

Сопровождение учреждений, где установлена ИРИС, проводится в штатном режиме службой поддержки МИАЦ. Среди ее задач — отслеживание изменений в законодательстве и других требований к информационной системе. И, конечно, реализация соответствующих изменений в ней. Это нужно, чтобы система постоянно оставалась в актуальном состоянии. Проект далеко не завершен, он продолжается. ИРИС последовательно внедряется в ЛПУ Тюменской области. Со всеми трудностями, возникающими по ходу проекта, мы успешно справляемся. После завершения работ над функциональным компонентом "Управление ведением медицинской документации" мы приступим к его внедрению.

CNews: Как формировалась проектная группа с вашей стороны? Как проходило сотрудничество между проектными группами заказчика, интегратора и вендора?

Александр Рябых: В начале проекта были определены форматы и участники встреч и совещаний. Были определены периоды проведения экспертных, оперативных, управляющих советов. Эксперты от Департамента здравоохранения Тюменской области и медицинских учреждений работали над проектом совместно с сотрудниками МИАЦ и интегратора. По результатам встреч готовились протоколы с решениями. Далее решения экспертов реализовывались интегратором и сотрудниками МИАЦ.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, перспективы использования ИТ в российском государственном здравоохранении? Как вы оцениваете его нынешнее состояние с точки зрения оснащенности ИТ? Что нужно изменить, модернизировать, внедрить в первую очередь?

Александр Рябых: Информатизация здравоохранения в России, как и в любой другой стране, — процесс эволюционный. Он требует времени и прохождения определенных этапов развития. Пять-шесть лет назад рынок медицинских информационных систем был в зачаточном состоянии: недостаток средств, эпизодические внедрения, большое количество разработчиков, бессистемно решающих отдельные частные задачи медучреждений. Деньги, как правило, выделялись только на приобретение оборудования. Основные инвестиции делались в рамках программ ОМС.

Большая часть российских медицинских учреждений нуждается в модернизации парка компьютерной техники и каналов передачи данных. Решение проблемы недостаточной материальной обеспеченности и, как следствие, недостаточной технической оснащенности — это сейчас самое главное.

В последние несколько лет ситуация начала заметно меняться в лучшую сторону. Это заключается и в повышении внимания к информатизации здравоохранения со стороны государства, и в росте понимания ценности ИТ руководителями и сотрудниками медицинских учреждений.

Елизавета Валяева / CNews