Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в госсекторе Импортонезависимость Ритейл

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2025

Рынок ОФД подрастает на фоне роста рынка розничной торговли, общественного питания и платных услуг. Постепенно увеличивается не только число касс, но и количество пробитых чеков. Главный стимул развития рынка ОФД — надежность инфраструктуры и развитие клиентских сервисов. Операторы помогают пользователям соблюдать законодательство, вести и развивать бизнес. Для этого используются самые современные технологии — аналитика, большие данные, искусственный интеллект. Современный ОФД — это технологическая компания, помогающая бизнесу эффективно работать в новых реалиях и одновременно обеспечивающая качественный кибербез и сохранность клиентской информации. 

Главные итоги года

В 2024 г., по данным Росстата, оборот розничной торговли вырос на 7,2% в сопоставимых ценах по сравнению с 2023 г. и составил ₽55,6 трлн. 3,8% этой суммы приходится на торговлю на розничных рынках и ярмарках. На долю пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий приходится 47,6% оборота, на непродовольственные товары — 52,4%.

Оборот общественного питания в 2024 г. увеличился по сравнению с 2023 г. на 9% в сопоставимых ценах и достиг составил ₽3,4 трлн. Объем платных услуг населению составил ₽17,2 трлн — на 3,3% в сопоставимых ценах больше, чем годом ранее.

Объем интернет-торговли в 2024 г. увеличился на 41% до почти ₽9 трлн, на онлайн-покупки в российских интернет-магазинах и на российских маркетплейсах приходится 97% этой суммы, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

По данным Росстата, в 2024 г. было выпущено 395 тыс. кассовых аппаратов — это 60,8% от количества, произведенного в 2023 г.

По состоянию на декабрь 2024 г. в России было зарегистрировано 3,79 млн онлайн-касс — на 3,4% больше, чем в декабре 2023 г. После небольшого снижения количества касс (ККТ) в 2022 г., сейчас их число восстановилось до уровня 2021 г. При этом автономные кассы теряют свою долю рынка, сейчас на их долю приходится 1,7% от всего объема кассовых устройств.

По оценкам экспертов, около 40% онлайн-касс подключено к системе маркировки «Честный знак» и передает данные в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

43% онлайн-касс зарегистрировано в 10 регионах России. Больше всего — в Москве (11,4%), Московской области (7%) и Краснодарском крае (5,2%).

Число пробитых онлайн-кассами чеков стабильно растет. В декабре — традиционно высоком для розницы, общественного питания и платных услуг сезоне — в 2024 г. покупатели совершили почти на 10% больше покупок, чем в 2023 г.

Что происходило на рынке ОФД в 2024 году

В 2024 г. рынок ОФД постепенно прирастал новыми кассами. При этом доля автономных ККТ постепенно сокращается — сейчас их порядка 1,5-2%, говорит Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Прошедший стал годом подготовки к масштабным изменениям в законодательстве и переходу рынка ОФД на новый уровень зрелости, отмечает Ирина Есипенко, генеральный директор «Первого ОФД». Было принято достаточно много поправок в 54-ФЗ. Часть из них определяет, кто должен перейти на онлайн-кассы в 2025 г., часть связана с изменением налогового законодательства, часть упрощает процедуру регистрации и перерегистрации кассы в ФНС. Все эти изменения операторы фискальных данных должны были поддерживать в своих продуктах. «Например, признание предпринимателей на УСН плательщиками НДС и ввод новых пониженных ставок повлекли за собой необходимость отображать эти новые ставки в чеках с 1 января 2025 года», — поясняет Александр Харитонов, руководитель «Контур.ОФД».

Приняты поправки в 54-ФЗ

ФНС значительно ужесточила требования к принимаемым чекам. «Контроль за чеками, которые попадают в жесткий карантин, усилился, что привело к росту потребности пользователей ОФД в их более тщательном контроле», — говорит Степан Терехин, директор по развитию бизнеса «Астрал ОФД».

Одновременно ФНС активизировала работу с пользователями ККТ, которые допускают ошибки в фискальных чеках. «Нарушения различной степени критичности появляются у значительной части пользователей ККТ. Причины их возникновения бывают разными, но в большинстве случаев ошибки допускаются по невнимательности. Распространено мнение, что, если касса сформировала чек, значит, операция выполнена корректно. Однако на практике ошибки могут присутствовать даже в тех случаях, когда они не видны в печатной версии чека, что затрудняет корректную обработку данных», — поясняет Артем Меликджанян, руководитель департамента развития бизнеса «Такском».

В течение года ФНС резко увеличила объем рассылки уведомлений с предупреждениями о выявленных ошибках в чеках. Это привело к росту обращений пользователей ККТ в центры технического обслуживания (ЦТО) и к операторам фискальных данных. Компании обращались в ЦТО для устранения ошибок на кассах, а к ОФД — за дополнительной информацией о фискальных документах и мониторингом возможных нарушений.

Усилился контроль за кассовой дисциплиной

Рост объема запросов со стороны клиентов создал новые вызовы для всех участников рынка — производителей ККТ, сервисных организаций и ОФД. В результате компании сосредоточились на совершенствовании клиентского сервиса, оптимизации внутренних процессов и разработке механизмов, позволяющих оперативно и комфортно для пользователей устранять ошибки, указанные в уведомлениях ФНС.

Усилился контроль за кассовой дисциплиной ритейлеров, торгующих на рынках. Теперь за тем, чтобы все арендаторы торговых мест применяли ККТ, обязаны следить управляющие компании.

Расширился список маркируемых товаров

Продолжилось расширение перечня маркируемых товаров — рознице запретили продавать немаркированные слабоалкогольные и безалкогольные напитки, антисептики, БАДы, воду для детского питания, товары легкой промышленности, кресла-каталки, некоторые медицинские изделия.

На смену политике проверок бизнеса пришли риск-ориентированный подход и система индикаторов риска от ФНС и других контролирующих органов. Это усиливает контроль за соблюдением кассовой дисциплины. «Сегодня ОФД для государства стал еще более важным инструментом мониторинга и управления экономикой, а для бизнеса — возможностью заранее видеть свои проблемные зоны и обезопаситься от штрафов», — считает Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

На смену политике проверок бизнеса пришли риск-ориентированный подход и система индикаторов риска

Предприниматели стали более тщательно подходить к выбору операторов фискальных данных на фоне потребности в надежной, безопасной ИТ-инфраструктуре и ряда знаковых реорганизаций и сделок кассового рынка («Штрих-М», «Атол»).

Тренд на развитие клиентских сервисов

Рынок ОФД давно вышел за рамки просто передачи фискальных данных в налоговую. Успешный оператор должен быть клиентоориентированным. Основной точкой взаимодействия ОФД с пользователями является личный кабинет. Именно в нем операторы запускают все новые и новые сервисы. «Например, это сервисы для контроля документооборота с контролирующими органами, — говорит Степан Терехин, директор по развитию бизнеса «Астрал ОФД». — Они позволяют вовремя выявлять проблемы в чеках и оперативно на них реагировать, избегая штрафных санкций со стороны контролирующих органов».

Рост числа сервисов в личном кабинете

ОФД все больше фокусируются на предоставлении инструментов бизнес-аналитики, прогнозирования продаж и анализа потребительского поведения. «ОФД становятся важными поставщиками объективной информации о продажах, что используется производителями для мотивации торговых точек. Растет спрос на аналитику со стороны производителей, ритейла и других участников рынка. Интерес вызывают ценообразование, дистрибуция товаров, зависимость продаж от рекламных инструментов. Особенно заметен рост запросов из сфер FMCG, DIY, бытовой техники и электроники», — говорит Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Неотъемлемой частью сервисов ОФД становятся услуги по проверке, валидации и аналитике маркированных товаров. Внедряются механизмы автоматического мониторинга, предупреждения о нарушениях и рекомендаций по устранению ошибок для контроля за фискальной дисциплиной. Кроме того, ОФД становятся единым окном для бизнеса, предлагая не только кассовые услуги, но и эквайринг, бухгалтерию, учет товаров и даже кредитные решения для предпринимателей. «Сегодня ОФД — это больше, чем просто канал передачи данных. Это технологические компании, помогающие бизнесу эффективно работать в новых реалиях», — уверена Ирина Есипенко, генеральный директор «Первого ОФД».

ОФД — это технологические компании, помогающие бизнесу эффективно работать в новых реалиях

Также ОФД продолжают работать над повышением надежности и отказоустойчивости сервиса. «Мы предлагаем клиентам возможность выгружать данные по чекам за любой период времени», — приводит пример Александр Харитонов, руководитель «Контур.ОФД».

Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД», отмечает, что на фоне роста ИБ-угроз и развития систем искусственного интеллекта особую актуальность приобрела кибербезопасность. С каждым годом все значимее становится фактор сохранности данных клиентов и ИТ-команд операторов.

Необходимость обеспечения безопасности данных клиентов и ИТ-команд операторов растет на фоне роста ИБ-угроз и развития ИИ

Еще один тренд — использование ОФД в коммуникациях между клиентом и покупателем. Брендированные чеки с персонализированными промо-сообщениями становятся эффективным инструментом маркетинга для розничной торговли и сферы услуг.

На фоне ужесточения контроля со стороны регулятора есть спрос на физическую поддержку пользователей ККТ. Ряд ОФД сталкиваются с ситуацией, когда консультации по телефону или рекомендации ЦТО уже недостаточны. В ряде случаев клиентам требуется помощь специалиста непосредственно на месте.

Пользователи ККТ обращаются в ОФД как для исправления уже допущенных ошибок, так и для предотвращения новых. Часть ошибок можно устранить дистанционно, например, путем обновления прошивки кассы. Однако в некоторых ситуациях необходима физическая работа с устройством, что требует выезда инженера. «Некоторые пользователи ККТ имеют действующие договоры на обслуживание с ЦТО и сразу обращаются к ним. Однако есть клиенты, которые не знают, куда обращаться при получении уведомления от ФНС. В таких случаях они идут в ОФД, и очень важно предоставить им своевременную поддержку — либо направить в проверенный ЦТО, либо, при наличии ресурсов, оказать помощь самостоятельно», — рассказывает Артем Меликджанян, руководитель департамента развития бизнеса «Такском».

В конечном итоге ОФД вместе с партнерами – сервисными центрами на местах, становятся центром экспертизы для клиентов по всем возникающим вопросам, считает Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Главные вызовы на рынке ОФД

Как и все технологические отрасли, рынок ОФД сталкивается с рядом вызовов. Во-первых, это быстро меняющееся законодательство. Компании вынуждены адаптироваться к новым требованиям, обновлять сервисы и обучать клиентов. Для решения этих, иногда непростых, задач ОФД стараются проактивно взаимодействовать с регуляторами — участвовать в обсуждении инициатив и оперативно внедрять изменения в работу.

Во-вторых, базовая услуга ОФД становится все более стандартизированной, и операторы вынуждены искать новые точки роста, такие как развитие дополнительных сервисов, создание уникальных цифровых экосистем и повышение качества клиентского обслуживания.

В-третьих, в 2025 г. ОФД начинают выходить в новые регионы. «Введение ККТ на новых территориях требует не только технической готовности, но и работы с локальным бизнесом, разъяснительной деятельности, адаптации продуктов под местную специфику», — говорит Ирина Есипенко, генеральный директор «Первого ОФД».

И, конечно, отрасль не обошел вниманием кадровый голод на рынке ИТ. Компании вынуждены не только бороться за лучших специалистов, но и инвестировать в обучение и развитие сотрудников.

На фоне растущих требований от регуляторов и клиентов, часть игроков могут оставить рынок

Одним из серьезных вызовов для операторов фискальных данных, как и для большинства компаний, является рост затрат. Себестоимость услуг растет по причине удорожания оборудования, увеличения стоимости программного обеспечения и квалифицированных кадров. Для минимизации влияния роста себестоимости ОФД стараются применять комплексные меры. Во-первых, это аккуратное повышение цен на услуги, которое производится взвешенно, с учетом рыночной ситуации и потребностей клиентов, чтобы избежать значительной нагрузки на пользователей. Во-вторых, это оптимизация внутренних процессов. Внедрение автоматизированных решений позволяет повысить операционную эффективность и сократить издержки. В-третьих, это экономия на второстепенных ресурсах, например, отказ от менее рентабельных направлений, пересмотр условий аренды, энергопотребления и использования облачных технологий. «Комплексный подход к управлению расходами и повышению эффективности помогает ОФД адаптироваться к изменениям рынка, обеспечивая перспективу развития и высокое качество услуг для клиентов», — уверен Артем Меликджанян, руководитель департамента развития бизнеса «Такском».

Ряд ОФД прибегли к оптимизации клиентского сервиса. «Некоторые перешли на использование ботов, однако клиенты по-прежнему предпочитают живое общение», — продолжает Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД». По его мнению, на фоне растущих требований от регуляторов и клиентов, часть игроков могут оставить рынок.

В целом, ОФД продолжают оставаться ключевыми игроками цифровой трансформации торговли, и те, кто сможет быстрее адаптироваться к новым условиям, получат преимущества на рынке.

Что ждет рынок ОФД в 2025 г.

Рынок ОФД продолжит расти и развиваться, переходя от простого предоставления фискальных услуг к полноценной цифровой инфраструктуре для бизнеса. В 2025 г. вступают в силу масштабные изменения в 54-ФЗ, направленные на повышение прозрачности бизнеса, снижение административной нагрузки и автоматизацию кассовых процессов. Это возможность регистрации и перерегистрации кассы через ОФД, портал госуслуг и производителей ККТ, обязательное применение ККТ при расчетах через СБП, новые минимальные стандарты для отображения чеков на экранах. Кроме того, налоговая инспекция получает право одностороннего снятия ККТ с учета, если к ней не был предоставлен доступ в рамках проверки.

Главный источник количественного роста — подключение новых сегментов рынка и расширения географического охвата. На онлайн кассы будут переходить торговые предприятия в новых регионах и продавцы на рынках и ярмарках по всей стране. «Рынок ОФД будет расширяться как за счет этих нововведений, так и в результате снижения доли автономных касс», — уточняет Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Главный источник количественного роста — подключение новых сегментов рынка и расширения географического охвата

Рынок ОФД будет развиваться и качественно за счет предоставления дополнительных сервисов на базе искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных. Все больше операторов будут предлагать комплексные решения, объединяющие фискализацию, эквайринг, бухгалтерию и электронный документооборот. По мере ужесточения контроля за маркированными товарами ОФД продолжат создавать эффективные решения для работы в этом направлении. К появлению новых сервисов, по мнению Ирины Есипенко, генерального директора «Первого ОФД», может привести и внедрение цифрового рубля — ОФД будут играть важную роль в обеспечении прозрачности и учета таких расчетов.

Ключевыми факторами выбора ОФД стали «юзабилити» продуктов и безопасность данных. Поэтому операторы, как проводники государственных систем, будут активно работать над улучшением сервисов для клиентов и защитой от киберугроз.

Продолжится тренд на применение государством риск-ориентированного подхода. «Ожидается ввод новых индикаторов риска при работе с ККТ, соответствующий приказ находится на регистрации в Минюсте», — говорит Александр Харитонов, руководитель «Контур.ОФД».

Чеки за несколько лет стали намного информативнее, чем раньше. Это повысило их ценность для покупателей, поэтому будут появляться и становиться удобнее сервисы для хранения чеков, получения скидок, работы с программами лояльности.

«ОФД – это про порядок в цифрах и бизнесе. Операторы накапливают большой пласт кассовой и иной информации. Теперь клиенты учатся эффективно работать с такими данными. Это и станет основным трендом на будущий период», — говорит Дмитрий Батюшенков, генеральный директор компании «Платформа ОФД».

Результаты исследования

На 1 февраля 2025 г. в ФНС было зарегистрировано 3 757 422 кассы. В списке операторов фискальных данных (ОФД) по-прежнему 15 компаний (16 операторов, в том числе 2 лицензии у ПФ «СКБ Контур»). В реестре ККТ 225 моделей, соответствующих требованиям ФНС России.

Ключевые игроки рынка ОФД

Крупнейшим игроком рынка ОФД является «Платформа ОФД» — оператор обслуживает 31,9% всех зарегистрированных онлайн-касс. По сравнению с 2023 г. его доля на рынке увеличилась на 1,3%.

На второе место вырвался «Первый ОФД» — оператор с 2021 г. последовательно наращивает долю, и по итогам 2024 г. ему удалось занять 13% рынка, потеснив на третье место своего главного конкурента «Такском». «Такском», напротив, постепенно теряет занятые в 2018 г. позиции — в 2024 г. его доля сократилась еще на 0,3% и теперь составляет 12,8%.

Компания «Тензор» закрепилась на четвертом месте (9,5%), которое с таким трудом отвоевала у OFD.ru (9,3%) в прошлом году. На шестом, седьмом и восьмом месте «СКБ Контур» (6,1%), «Ярус» (3,8%) и «Калуга Астрал» (3,4%).

На категорию «Другие», в которую входят «Яндекс ОФД», «Тандер», «Инит Про», «Группа Элемент», «Вымпел Коммуникации», ОФД «Онлайн», «Информационный центр», приходится 10,2% рынка.

Динамика изменения доли ОФД в 2018–2025 г.

Несмотря на небольшой рост числа зарегистрированных онлайн-касс в 2024 г., очевидно, что развитие рынка происходит за счет развития всевозможных дополнительных сервисов. CNews составил список таких сервисов, разбил их на четыре группы — «Сервисы обмена данными» (4 показателя), «Аналитические и рекомендательные сервисы» (3 показателя), «Работа с системой маркировки» (3 показателя), «Функционал ОФД, удобство и простота» (11 показателей) — и при помощи экспертов оценил их наличие и полноту у каждого оператора. Нельзя не отметить, что все участники рынка работают над расширением спектра оказываемых услуг и повышением их качества, — их показатели растут год от года.

Первое место по уровню дополнительных сервисов уже не первый год занимает «Платформа ОФД». По итогам 2024 г. оператор набрал 19 баллов, в том числе в категории «Сервисы обмена данными» 3,2 балла из 4 возможных, в категории «Аналитические и рекомендательные сервисы» — 2,8 балла из 3 возможных, в категории «Работа с системой маркировки» — 2,2 балла из 3 возможных, в категории «Функционал ОФД, удобство и простота» — 10,8 баллов из 11 возможных.

Второе место по количеству и качеству дополнительных сервисов стабильно удерживает «Такском» — по итогам 2024 г. он набрал 14,9 балла против 14,3 баллов в прошлом году. Точка роста — расширение спектра услуг на базе больших данных.

Оператору «Тензор» в 2024 г. удалось вернуть себе третье место, набрав 14 баллов, — в 2023 г. он уступил его «Первому ОФД». Ближайшая задача «Тензора» — развитие встроенных партнерских сервисов и сервисов на базе больших данных. Уже упомянутый «Первый ОФД», как и в прошлом году, заработал 13,8 балла.

По совокупности показателей лидером ежегодного рейтинга ОФД становится «Платформа ОФД» — оператор заработал в общей сложности 50,9 балла, в том числе 31,9 балла по показателю масштаба бизнеса и 19 баллов за количество и качество дополнительных сервисов.

Второе место, как и в прошлом году, у компании «Такском» — оператор набрал 27,7 балла, в том числе 12,8 баллов за масштаб бизнеса и 14,9 баллов за дополнительные услуги. На третьем месте «Первый ОФД» с 26,8 баллами (масштаб бизнеса — 13 баллов, дополнительные сервисы — 13,8 баллов).

Методика рейтинга

При подготовке рейтинга операторов фискальных данных CNews использовались данные опроса крупнейших ОФД. Компании OFD.ruПетер-Сервис Спецтехнологии»), ОФД «Ярус» не ответили на запрос CNews, компания «СКБ Контур» не предоставила данные о числе активных подключенных касс, поэтому при расчете их показателей использовались открытые данные и экспертные оценки.

Основным показателем развития бизнеса ОФД является число подключенных онлайн-касс. В суммарной оценке ОФД учитывается доля, которую ОФД занимает на рынке.

Дополнительные сервисы для клиентов ОФД разбиты на 4 группы. Показатели качества услуг оцениваются по 10-балльной шкале. Баллы, набранные участниками рейтинга в каждой группе, учитываются в общем показателе с коэффициентом 0,1.

В группу «Сервисы обмена данными» были включены услуги оператора электронного документооборота (ЭДО), оператора сдачи электронной отчетности в госорганы, внутренние сервисы по работе с , выгрузке отчетов, сверке отчетности и др. и внешние сервисы-приложения, разработанные внешними разработчиками для удобства бизнеса: выгрузка данных в телеграм, выгрузка чеков во внешние сервисы и др.

Во вторую группу «Аналитические и рекомендательные сервисы» были включены сервисы в личном кабинете ОФД (аналитика по проданным товарам, топ-покупок, сравнение показателей с рынком и пр.), уникальные сервисы на базе больших данных и встроенные партнерские сервисы (предоставление отчетности банкам, арендодателям и т.д.).

Группа «Работа с системой маркировки» включает в себя мониторинг статуса чеков и кодов маркировки в личном кабинете ОФД, аналитику по маркированным товарам, комплексное решение по работе с маркировкой (приемка товаров, ввод и вывод их из оборота, включая заказ, получение, распечатку кодов, интеграцию с GTIN, СУЗ, ЛК ЧЗ и др.)

В группе «Функционал, удобство и простота» учитываются наличие мобильного приложения, возможность гибкого поиска чеков в личном кабинете (по типам чеков, тегам в чеках, периодам и др.), отправки чеков не только по SMS, но и на мессенджеры, возможность делать выписки и отчеты разных форматов, осуществлять мониторинг основных показателей по работе касс в ЛК (смены, наличие/отсутствие чеков, статусы ФН, ФФД согласно протоколам ФНС и др.), мониторинг корректности фискальных документов в ЛК (статусы чеков и других фискальных документов, ошибки в них, статусы регистрации касс в ФНС, ошибки в регистрации касс), возможность регистрации и перерегистрации ККТ в личном кабинете без перехода на сайт ФНС, автоматизированный учет доходов и расходов ИП/ЮЛ в онлайн-режиме, доступный в личном кабинете клиента, интеграция с разными кассовыми решениями, клиентский аудит для крупных клиентов — оценка и рекомендации для бизнеса по соответствию закону, личный менеджер для крупных клиентов (100 и более касс).

Скачать отчет по исследованию

Наталья Рудычева

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153