Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения

Юрий Глинский: Мы будем свидетелями новой парадигмы ERP-конкуренции

Рынок ERP-систем на наших глазах претерпевает серьезные изменения: вендоры переходят на новые платформы, ищут принципиально иные подходы для удовлетворения запросов бизнеса. Все это возникло не на пустом месте, эта тенденция стала следствием общего идеологического переосмысления роли и места ERP-системы в бизнесе. О своем видении ближайшего будущего ERP-систем и о том, в каких направлениях развернется конкурентная борьба, рассказал исполнительный директор компании "Информконтакт" Юрий Глинский.

CNews: Как вы считаете, в каком направлении будет дальше двигаться рынок в плане конкурентной борьбы?

Юрий Глинский: Ответить на этот вопрос не сложно: достаточно открыть англоязычные сайты ERP-вендоров и внимательно посмотреть, по каким моментам они друг друга критикуют. Автоматизация отдельных функций, разобщенная база данных, отсутствие гибкости или, наоборот, большой объем программирования при настройке, закрытость приложений – это наиболее очевидные проблемы современных ERP-решений, которые выливаются в неадекватно высокую стоимость владения.

Юрий Глинский: У нас нет никакой необходимости навязывать клиенту разовый запуск процессов
Юрий Глинский: У нас нет никакой необходимости навязывать клиенту разовый запуск процессов

Именно поэтому сейчас мы наблюдаем серьезные изменения в технической архитектуре ERP-систем. Такие понятия, как SOA, dinamic computing, широко обсуждаемые в ИТ–среде, не возникли на пустом месте, они порождены общим идеологическим переосмыслением роли и места ERP-системы в бизнесе, переходом рынка от стадии "первоначального насыщения" к стадии "рационального использования". Это уже произошло за рубежом, скоро произойдет и у нас.

Несколько лет назад задача автоматизации сквозных бизнес-процессов в рамках единой логически увязанной базы данных с оперативным вводом информации представлялась чем-то совершенно новым. Поставщики ERP-систем позиционировали свои продукты как "палочку-выручалочку", способную кардинально укрепить позиции бизнеса в конкурентной борьбе, - "мы придем, мы научим вас, как работать". Ведь отсюда маркетинговые посылы про "лучшие практики", "опыт мировых лидеров", "best run business…". Остап Бендер в таких случаях говорил: "…как, у вас до сих пор нет чайного ситечка?!!" Соответственно, на рынке преобладало отношение к развертыванию ERP-системы как к некоему разовому проекту: "Вот внедрили – теперь у нас есть ERP-система, мы работаем правильно, все у нас хорошо".

Сегодня рынок переходит в зрелую стадию, которая характеризуется трезвыми оценками и умеренными ожиданиями. Во-первых, как мы уже говорили с вами в начале, все меньше руководителей и собственников компаний ждут "чуда", и все больше - понимают, что ERP-система – лишь инструмент реализации определенной управленческой практики, она должна поддерживать модель менеджмента, но никак не определять ее. А во-вторых, люди понимают, что жизнь меняется, потребности в модернизации бизнес-процессов диктуются изменением внешней среды, даже если у кого-то нет особого желания совершенствовать систему управления. А информационная система зачастую становится камнем преткновения в развитии бизнеса. Это происходит либо из-за "жесткости" системы, которая поддерживает только заранее придуманные разработчиком процессы, либо из-за огромного количества доработок, которые сделаны для предприятия в процессе внедрения - в таких случаях попытка серьезно поменять модель процессов превращается в новое внедрение.

Как результат, постепенно возникает понимание того, что, в общем-то, не суть важно, что вы внедрили сегодня, а важно то, как развивать это завтра. Таким образом, при эквивалентности функционала основное поле конкуренции ERP-систем ближайших лет – это обеспечение простоты первоначального развертывания и дальнейшего развития. По сути дела, все те изменения в платформах, которые анонсируют ведущие мировые ERP-поставщики – это и есть попытка кардинально упростить эксплуатацию сложных систем в быстроменяющейся среде. И здесь у нас очень хорошие шансы – ведь российская инженерная школа всегда славилась умением создавать простые в эксплуатации изделия. Вспомните, например, автомат Калашникова.

CNews: За счет чего простота, о которой вы говорили, обеспечивается в "Системе Alfa"?

Юрий Глинский: На ваш вопрос нельзя ответить, выделив какой-то один нюанс: например, "Система Alfa" поддерживает стандарты SOA, - это ведь только часть решения. Детальное раскрытие этой темы – предмет отдельной технической дискуссии. Отвечая кратко, я приведу сравнение с авиацией. Авиаконструктор всегда думает о снижении массы, какое бы изделие он не проектировал. Для нас обеспечение простоты первоначального развертывания и дальнейшего развития - базовый принцип при принятии всех технических решений в процессе разработки системы, начиная от архитектуры платформы и заканчивая методологией внедрения. Результат – мы обеспечиваем лучшую общую стоимость владения среди ERP-решений для крупного и среднего бизнеса.

CNews: Как любой продавец вы говорите, что ваш продукт самый лучший. А в чем недостатки вашей системы? Был ли в вашей практике опыт неудачных внедрений? В чем заключен успех успешного внедрения ERP-системы?

Юрий Глинский: Мне кажется, проект будет всегда успешен, если есть желание довести его до конца. Я не понимаю причин, по которым можно не сделать какой-либо проект. Просто должна быть совместимость между клиентом и заказчиком, тем более, в таком сложном деле, как реорганизация системы управления этого же заказчика. А проект можно сделать всегда, главное – последовательность.

CNews: Тем не менее, заказчики, принимая решение о внедрении ERP-системы, делают серьезные инвестиции. А статистика внедрений, мягко говоря, не безоблачная…

Юрий Глинский: В проекте внедрения ERP-системы есть два ключевых риска: риск сильного несоответствия базового функционала системы потребностям предприятия и риск организационного провала проекта внедрения.

Когда говорят, что проект провалился, потому что "ERP-система не подошла" – это вообще звучит для меня странно. Может быть, потому что мы - производители. Если мы беремся за проект, мы же предварительно оцениваем, какая функциональность будет востребована. Это, кстати, одна из причин, почему крупный бизнес зачастую склонен работать непосредственно с производителями…