Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения

Юрий Глинский: Мы будем свидетелями новой парадигмы ERP-конкуренции

Рынок ERP-систем на наших глазах претерпевает серьезные изменения: вендоры переходят на новые платформы, ищут принципиально иные подходы для удовлетворения запросов бизнеса. Все это возникло не на пустом месте, эта тенденция стала следствием общего идеологического переосмысления роли и места ERP-системы в бизнесе. О своем видении ближайшего будущего ERP-систем и о том, в каких направлениях развернется конкурентная борьба, рассказал исполнительный директор компании "Информконтакт" Юрий Глинский.

Что касается второго типа рисков, то запускать систему "революционно" - разом взять и перейти к эксплуатации новой системы "с 1 января" - это очень рискованное мероприятие. Представляете, люди за 20 лет привыкли работать так, а с первого января они должны начать работать совсем по-иному. В результате предприятие "встает на уши", и даже если ему удастся пережить эту бурю, то качество такого внедрения будет весьма сомнительным – потом все равно придется многое переделывать, если это вообще будет возможно. Есть еще один вариант - жить с допущенными просчетами до следующей революции. Мы же пытаемся сделать процесс развертывания системы максимально гладким, разбитым на оптимальное количество легко контролируемых участков.

Юрий Глинский: Чтобы ERP приносила эффект, управленческая практика компании должна ее воспринять, люди должны ей пользоваться, должны понимать, чем она помогает
Юрий Глинский: Чтобы ERP приносила эффект, управленческая практика компании должна ее воспринять, люди должны ей пользоваться, должны понимать, чем она помогает

CNews: Одним из ключевых преимуществ "Системы Alfa" вы считаете "бесшоковую" методологию внедрения. Однако многие специалисты считают такой подход, мягко говоря, не очень целесообразным: сроки внедрения в этом случае неоправданно затягиваются, а интересы высшего менеджмента и собственников бизнеса, наиболее заинтересованных в успехе проекта, приносятся в угоду удобству рядовых сотрудников. Как прокомментируете такую точку зрения?

Юрий Глинский: Действительно, наш подход к развертыванию системы существенно отличается от пока еще превалирующего представления о том, как это должно происходить. Причем эти отличия не столько технические, сколько идеологические: по сути, наша методология базируется на иной оценке смысла внедрения ERP-системы. Но давайте по порядку.

С технической точки зрения, функционально архитектура "Системы Alfa" построена по объектному принципу: основным "строительным блоком" являются бизнес-объекты, из операций над которыми (сервисов) складываются бизнес-процессы. Поэтому у нас нет никакой необходимости навязывать клиенту разовый запуск процессов целиком, вместо этого можем декомпозировать их на отдельные стадии, постепенно активировать бизнес-объекты системы, встраивая их в существующую информационную инфраструктуру. Образно говоря, нет никакой необходимости поднимать штангу 200 кг. с риском сорвать непоправимо позвоночник, коли штанга разбирается – не проще ли по частям перенести? Что касается сроков, то такой подход дает возможность сделать переходный процесс более плавным, но это отнюдь не значит, что он будет более длинным. Кстати, посмотрите планы мировых игроков – они тоже идут к такой архитектуре. Но пока другие вынуждены с разбегу запрыгивать, а у нас уже есть возможность спокойно подняться по ступеням.

Второй аспект нашей идеологии можно назвать социальным. Нам приходилось слышать упреки в том, что мы идем на поводу у рядовых сотрудников, а менеджменту нужен порядок. Здесь опять мы упираемся в то, что рынок ERP-систем и культура в менеджменте, ценностная ориентация очень тесно между собой связаны. Типичная ситуация, пришел новый хозяин на предприятие: быстро все внедрить, всех построить, а кто не согласен – всех уволить. И почему-то он считает, что у него при этом повысится капитализация компании. А есть и другие люди, которые понимают, что стоит подумать, как организовать развертывание информационной системы так, чтобы хотя бы обеспечить уважение к тем людям, которые всю жизнь работали на этом предприятии. Так вот, мы, как правило, сталкиваемся и работаем с теми, кто уважает своих сотрудников. И это реальное уважение, выраженное в малых делах, в том числе и в том, как люди подходят к развертыванию информационной системы.

Еще есть третий момент, относящийся к вопросу идеологии и культуры менеджмента, незримо существующей в любой организации. Возьмем, например, корпорацию "Тойота". Если судить по литературе, главное оружие корпорации – система менеджмента – не возникло в один день, а складывалось 35 лет и продолжает постоянно совершенствоваться. Японцы же говорят о том, что преимущество не в том, что система менеджмента хороша, а в том, что они умеют ее все время развивать. Мы также считаем, что важно не только внедрить заданный функционал в заданные сроки, но и создать базу для постоянного развития внедренного решения как инструмента совершенствования системы управления - ведь ничего невозможно построить навсегда. Поэтому мы говорим о нашей методологии внедрения как о культуре непрерывного совершенствования. Ее задача - способствовать развитию на предприятии культуры совершенствования своей собственной системы управления.

CNews: И тем не менее, если клиент приходит к вам и говорит: "Мне нужно все и сразу, чтобы завтра все стояло и работало". Что тогда?

Юрий Глинский: Пытаемся объяснить, что сделать так чтобы стояло – это запросто, а вот чтобы работало и эффект приносило – это вряд ли. Понимаете, нельзя рассматривать ERP-систему как некий продукт сам по себе. Операционную систему можно взять и поставить, и антивирус тоже. А ERP-систему можно только внедрить. Потому что для того, чтобы она приносила эффект, управленческая практика компании должна ее воспринять, люди должны ей пользоваться, должны понимать, чем она помогает. А изменение привычек людей – процесс длительный и требует времени. Поэтому, кстати, очень важно, чтобы люди приняли участие в проектировании модели того, как они будут работать, а не оставались немыми свидетелями применения "лучших практик". Я вас уверяю, при таком подходе эффективность внедрения с точки зрения дальнейшего развития будет намного выше.

CNews: Каковы предварительные итоги деятельности компании за 2006 год? Какие направления деятельности вы выделяете как наиболее приоритетные?

Юрий Глинский: В 2002 – 2004 годах мы сделали крупные ставки, определяя техническую и функциональную архитектуру следующего поколения "Системы Alfa" и ее платформы Alfa-ESP. Согласитесь, это был серьезный риск – делать ERP-систему для крупного и среднего бизнеса в условиях давления ведущих мировых игроков в верхнем сегменте и отечественных систем-конструкторов – в нижнем. Мы сделали ставку на функциональность, прозрачность и простоту эксплуатации. Может нам и повезло, но мы точно выбрали нашу целевую аудиторию и спрогнозировали ее потребности. Так что итог 2006 года простой – наша ставка оправдалась. Наш подход к архитектуре "Системы Alfa", методологии ее внедрения нашел признание. Можно сказать, мы в определенной степени предугадали мировые тенденции развития ERP-систем, у нас есть достаточный запас времени, чтобы развить свой успех.

Ольга Захаркина / CNews