Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО

ПО для ресторанного бизнеса: кто "держит" рынок?

Отечественный рынок ПО для ресторанного бизнеса можно назвать малоизученным и "закрытым". Разработчики с трудом представляют долю даже своих собственных продуктов и не всегда хорошо знают конкурентов. Приподнять завесу тайны попробовал корреспондент CNews.

Отрасль общественного питания в России растет достаточно стабильно (по данным исследований РБК, последние 3 года на 11% в год). Это неудивительно: доходы населения увеличиваются, посещение кафе, баров и ресторанов все больше входит в культуру россиян. Наверное, мы возвращаемся "к истокам", ведь до революции люди очень любили посидеть в ресторациях, трактирах и кондитерских. Уже сейчас затраты россиян на этот вид досуга составляют около 3-3,5% всех потребительских расходов, а это немало. К тому же отрасли есть куда расти — например, показатели количества посадочных мест в ресторанах, кафе и прочих заведениях на 1000 человек в Нью–Йорке и Париже примерно в 3 раза превышает показатели Москвы и Петербурга. Еще более существенны отличия российских регионов от сопоставимых по размеру городов и поселков США и Франции.

Ресторанный бизнес — один из самых прибыльных. Он дает более 30% валовой прибыли и 9-10% чистой, то есть, на первый взгляд, является очень привлекательной сферой приложения инвестиций. Но все не так просто, ведь в то же время это один из самых сложных и рискованных бизнесов. "Средний срок жизни ресторана — 1,5 — 2 года, потом его либо продают, либо он закрывается, не выдержав конкуренции", — говорит Игорь Сырцов, руководитель отделения компании "1С: Бухучет и Торговля" (БИТ). Управление рестораном Владимир Сирый, руководитель учебно-консультационного центра компании РСТъ и один из авторов современного российского учебника по менеджменту в ресторанном бизнесе (www.restcontrol.ru), любит сравнивать с управлением Челябинским тракторным заводом. По его мнению, ресторанный бизнес сложней. "Оборачиваемость рубля в ресторане при отлично отлаженном управлении может составлять несколько суток, а на тракторном заводе этот срок доходит до месяцев и более", — говорит он. "В год тракторов продается не так уж много, их количество вполне можно сравнить с количеством блюд, отпускаемых хорошим рестораном за день. А число компонентов фирменного борща порой не меньше чем число компонентов для трактора. Каждый компонент требует закупки, учета, контроля, анализа, к тому же борщ должен получиться еще и вкусным. Все это требует мощнейшего инструмента для обработки информации, которым как раз и является автоматизированная система управления".

У нас R-Keeper, только другой фирмы

Подавляющая доля отечественного рынка программ для ресторанного бизнеса принадлежит российским разработчикам. Во многом это заслуга UCS и ее программного продукта R-Keeper . Компания существует с начала 90-х годов. К тому времени, когда российским рынком заинтересовались крупные западные производители ПО для индустрии гостеприимства, здесь уже существовал полноценный продукт, способный решать основные задачи клиентов. К тому же стоимость российской программы и ее обслуживания оказалась существенно ниже того, что могли предложить западные коллеги.

ПО для автоматизации ресторанного бизнеса, Россия, 2007 *

Продукт

Год выпуска Производитель / Дистрибьютор Страна Количество инсталляций в России
Aloha POS 2004 Aloha Technologies / "Сервис Плюс" США 400
Guscom POS 2006 GUSCOM AG / "Компьютерно-кассовые cистемы" Германия 20
Lillo 2007 "Сервис Плюс" Россия Менее 10
R-Keeper 1992 UCS Россия Более 9,5 тыс
ТillyPad 1995 ТillyPad Россия 1 тыс
1С-РАРУС: Ресторан 1994 -РАРУС Россия 7 тыс
Астор: Ресторан 1997 Астор ВЦ Россия 2 тыс
"ДОМИНО: Общественное питание" 2003 "Софт-Вест" Россия 200
"Майкрос" (Мicros) 1993 Micros-Fidelia Software /

HRS

США 100
"РСТъ:Рестораторъ"

"РСТъ: Магнат"

2000 РСТъ Россия 1 тыс
"ТрактирЪ" 2000 "Софт–Баланс" Россия 3 тыс
"Эксперт" 2001 "Аверс технолоджи" Россия 300

* Данные об инсталляциях предоставлены компаниями

Источник: CNews Analytics, 2007

И хотя попытки продвигать различные "импортные" системы периодически предпринимаются, можно сказать, что западные компании практически полностью "сдали" этот сегмент отечественным разработчикам, сосредоточившись на продвижении своих решений для гостиничного бизнеса.

Естественно, часто международные структуры первоначально выходят на наш рынок, используя программное обеспечение своих западных партнеров. Но многие из них со временем меняют систему на российскую. "Мы их уговариваем", — скромно говорят разработчики. Понятно, что и финансовый фактор здесь играет не последнюю роль.

На данный момент R-Keeper является безусловным лидером рынка. За время своего существования компания UCS осуществила более 9 тыс инсталляций и в ближайшее время собирается праздновать десятитысячную. В свое время названия производителей Hoover в Англии и Xerox у нас стали нарицательными для всех пылесосов и копировальных аппаратов. Так и сейчас многие неискушенные потребители называют любые программы автоматизации ресторанов R-Keeper — ами.

Горизонты ПО

Но конкуренты не спят. Характеризуя рынок, Олег Саяпин, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Российского государственного торгово — экономического университета, выделяет три группы продуктов.

Первую группу составляют системы, чьи платформы специально разрабатывались под задачи данной отрасли. Помимо R-Keeper здесь наиболее известны программные решения "РСТъ: Рестораторъ" компании РСТъ и ТillyPad. Оба разработчика сообщают о примерно 1 тыс установленных систем.

Распределение долей программных продуктов по количеству инсталляций, Россия, 2007 *

Распределение долей программных продуктов по количеству инсталляций, Россия, 2007 *

* Данные предоставлены компаниями. Абсолютное число автоматизированных предприятий питания: около 30 тыс.

Источник: Cnews Analytics, 2007

Вторая группа — это семейство программ, созданных на базе платформы "". Наиболее известные продукты: "1С-Рарус:Общепит"; "Астор: Ресторан"; "Трактиръ". Хотя сейчас все крупные производители предлагают комплексные решения, изначально разработчики этих продуктов уделяли большее внимание системам работы бэк–офиса. Поэтому Игорь Сырцов предлагает при оценке доли рынка разделять эти сферы: "Если у фронт-офиса доля программ на платформе "1С" является небольшой, то для бэк–офиса программы на платформе "1С" занимают порядка 50% рынка".

Третья группа — это западные программы, "дети" крупных корпораций. Например, "Майкрос" от компании Micros-Fidelio. Кроме "Майкрос" cледует отметить такие системы, как Aloha POS производства Aloha Technologies (США) и немецкую Guscom. По мнению экспертов, в целом их доля невелика и они не особенно заметны на общем фоне.

Отметим еще относительно новые продукты "Домино: Общественное питание" на базе программного комплекса "Домино" компании "Софт-Вест", "Эксперт", компании "Аверс технолоджи". Вызывает интерес Lillo — решение на основе Linux, разработанное "Сервис Плюс".