Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

"ОКБ Сухого": ERP в руках авиаконструкторов

До сих пор бытует мнение, что решение задачи производства самолетов, как гражданского, так и военного назначения, — вопрос скорее политический. Однако, как и любая отрасль, авиастроение — это прежде всего бизнес, который требует стратегического управления. Для эффективного ведения своего бизнеса крупнейшее проектное предприятие авиационной отрасли — ОАО "ОКБ Сухого" — приняло решение о создании Информационной системы управления на базе комплекса бизнес-приложений Oracle E-Business Suite. Проект реализуется в тесном сотрудничестве с консалтинговой группой "Борлас".

В таких областях, как управление проектами и контрактами и управление производством используется, наряду с комплексом Oracle E-Business Suite, система Open Plan, а за системой "Парус" остается бухгалтерский и налоговый учет. "В России, — говорит Елена Барболина, — свои законодательные особенности, касающиеся нас как научной организации. В частности, у нас специфичное налогообложение и многие учетные процедуры. При реализации же Программы внедрения ИСУ ОКБ нам хотелось больше внимания уделить именно управленческим аспектам, и, прежде всего, управлению проектами. Возможно, в будущем бухгалтерию мы также переведем на Oracle E-Business Suite, однако пока сосредоточились на ключевых направлениях, избежав лишней трудоемкости и рисков".

Интегрируя документооборот

В рамках общего проекта специалисты "Борлас" и "ОКБ Сухого" реализовали уникальное решение по интеграции ECM-платформы Documentum, используемой для управления документооборотом, и приложений Oracle E-Business Suite.

Военное самолетостроение находится в относительно благополучном положении, адаптировавшись к реалиям мирового рынка
Военное самолетостроение находится в относительно благополучном положении, адаптировавшись к реалиям мирового рынка

В качестве подсистем ИСУ ОКБ оба программных продукта тесно взаимодействуют в ряде ключевых бизнес-процессов предприятия. Сейчас они интегрированы в части использования нормативно-справочной информации и в бизнес-процессах, связанных с поддержкой договорной деятельности ОКБ с заказчиками и соисполнителями. В скором времени планируется интегрировать Documentum и Oracle E-Business Suite в части ведения кадровой документации.

Консультанты и конструкторы нашли общий язык

В общей сложности к концу 2006 года в "ОКБ Сухого" было автоматизировано около 300 рабочих мест. Это в основном персонал, который занимается планированием и управлением проектами, либо связанными с ними финансовыми операциями, а также специалисты кадровой службы. Предполагается, что в дальнейшем, в ходе введения системы в промышленную эксплуатацию и наращивания ее функционала, пользователями ИСУ станут 1500-2000 сотрудников ОКБ.

"Нам недавно задавали вопрос, какие крупные промахи, ошибки мы совершили, — вспоминает Сергей Бирюков. — Мы не смогли вспомнить каких-то действительно серьезных проблемных ситуаций. Конечно, для нас как подрядчика непростой особенностью было то, что система внедряется не на относительно стандартном производстве, а в конструкторском бюро с его проектной деятельностью. Необходимо было предложить адекватное решение, совмещающее проектное управление работой основных структурных подразделений ОКБ и регулярную обеспечивающую деятельность, координацию работы огромного пула соисполнителей, "сквозной" характер проектов (финансирование, проектирование, снабжение, производство, испытания) и многое другое. Этот проект стал для нас опытом уникального для России (а возможно, и за ее пределами) отраслевого решения".

На основе опыта сотрудничества с "ОКБ Сухого" и реализации ряда других проектов (ОМЗ ГОиТ, Росатом) специалисты "Борлас" создали тиражируемое решение, которое позволяет осуществлять автоматизацию, покрывающую весь жизненный цикл изделия, за счет внедрения так называемого"композитного/интегрированного приложения" (включает как ERP, так и другие необходимые приложения — PLM, PMS, ECM), и обеспечивать интеграцию с САПР. Максимально учитываются особенности предприятий авиастроения и машиностроения, используется расширенная функциональность Oracle E-Business Suite, EMC Documentum и других приложений. Каждое ИТ-решение настраивается так, чтобы при автоматизации других участков работы предприятия были минимизированы изменения ядра системы управления.

В "Борлас" подчеркивают, что успешное создание системы управления столь специфическим предприятием, как "ОКБ Сухого", оказалось возможным только благодаря тесному сотрудничеству с коллективом ОКБ. "Отмечу, что наши коллеги несли на себе двойную нагрузку, выполняя как свою основную работу, так и будучи занятыми в проектной команде. Однако все это профессионалы высокого уровня, в чем мы убедились быстро. В том время, как мы "вживались" в роль сотрудников ОКБ, чтобы разработать под их запросы лучшее решение, они, в свою очередь, активно изучали наши подходы, методологию внедрения, технологии. И даже наш консультантский сленг усвоили в считанные месяцы", — с улыбкой говорит Сергей Бирюков.

В свою очередь, Елена Барболина утверждает, что выбор для реализации проекта в "ОКБ Сухого" команды "Борлас" полностью себя оправдал: "За время проекта специалисты этой компании сумели глубоко вникнуть во все нюансы управления разработками авиационных комплексов. Результатом работы стало гармоничное ИТ-решение, максимально учитывающее специфику нашего предприятия".

Первые оценки

К настоящему времени система управления работает в опытной эксплуатации считанные месяцы, и говорить об оценке ее эффективности и итогах внедрения, очевидно, рано. Однако реализация проекта идет в соответствии с планами. "В ключевом, основополагающем документе "Бизнес-концепция программы ИСУ ОКБ Сухого" мы по каждому направлению четко определили цели, которых хотим добиться, — рассказывает Елена Барболина. — Например, в части управления проектом таковой стало построение единого информационного пространства для участников реализации проектов "ОКБ Сухого", а в будущем и всех соисполнителей проектов. Эффективность созданной системы я оцениваю по результатам — достигли мы к данному моменту цели или нет, достигнем ли мы ее по итогам первого квартала и года. Могу уверенно сказать, что в области управления проектами мы достигли поставленных перед собой целей на 90%. Мы получили инструмент, который позволяет участникам проектной работы ОКБ независимо от того, где они находятся — пусть даже в разных подразделениях, в том числе территориально удаленных друг от друга — быстро и удобно получать ту информацию, которая нужна им для успешной реализации проекта в целом".

В ОКБ отмечают, что автоматизация ведет к более точному учету расходов на разработку, создание, испытания, производство и эксплуатацию изделий, сокращению сроков работ, контролю их хода на всех этапах. C внедрением Информационной системы управления специалисты, занимающиеся планированием проектов, получили возможность быстрого и удобного доступа к информации по предыдущим, уже выполненным проектам, что позволяет уменьшить сроки планирования и повысить качество прогнозов. Важно и то, что в результате автоматизации существенно сокращаются потери, появлявшиеся в связи с неучтенными затратами. Как правило, ранее такие ситуации возникали, когда уже после закрытия проекта и сдачи его заказчику выявлялись несвоевременно оформленные расходы. Кроме того, теперь более оперативно ведется подготовка отчетов, детально показывающих затраты по работам, реализованным для министерства обороны, ключевого заказчика ОКБ. Значительно улучшилось и качество этих отчетов, тогда как прежде не редкими были ошибки, вызывавшие нарекания военных финансистов.

С прицелом на 2008-й

Планы по разработке и дальнейшему развертыванию Информационной системы управления расписаны до 2008 года. В числе первоочередных задач рассматривается расширение функциональности в таких областях, как управление работами конструкторского бюро, управление опытным производством, управление летными испытаниями, управление активами и управление персоналом (в частности, управление рабочим временем и расчет заработной платы). Кроме того, планируется автоматизировать управление обучением, поскольку на высокотехнологичном предприятии процесс подготовки сотрудников идет постоянно. А в части информационно-аналитического обслуживания руководства инициирован проект разработки персональных панелей управления для руководителей высшего звена, где планируется применение аналитических модулей Daily Business Intelligence и информационного портала Oracle Portal.

По мнению Сергея Бирюкова, внедрение уже первых очередей подсистем ИСУ ОКБ позволило охватить бизнес-процессы предприятия действительно единым информационным пространством. Информационная система управления объединила в себе большое количество данных, с которыми все структуры компании могут работать в режиме реального времени. В едином пространстве ускоряются и совершенствуются процессы обмена информацией, ведется согласованное управление и всесторонний контроль деятельности предприятия, сокращаются издержки, улучшается качество работы специалистов и проектных команд, а значит, качество продуктов и услуг ОКБ в целом. "Деятельность ОКБ с информационной точки зрения становится более интенсивной, но вместе с тем оперативной, прозрачной, управляемой на всех уровнях, начиная с менеджеров локальных подразделений и заканчивая ключевыми руководителями", — подводит итог Елена Барболина.

Юлия Муромец / CNews