Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Максим Рябочкин: Проект удался благодаря русской модели управления

С развитием филиальных сетей банковские организации неминуемо сталкиваются с задачами модернизации и централизации имеющейся АБС. Использовать ли прежнюю систему или перейти на новое решение? Будет ли это собственная разработка или готовый продукт? Как подготовить сотрудников к переменам? Эти и целый ряд других вопросов мы обсудили с представителем "Собинбанка" Максимом Рябочкиным, начальником департамента информационных технологий.

CNews: Разработана ли стратегия перехода с RS-Bank v. 5.0 на RS-Bank V.6 в центральном офисе? Будет ли она отличаться от стратегии перевода филиалов?

Максим Рябочкин: К переводу головного офиса нам придется подготовиться более основательно, поскольку здесь мы не можем использовать тот же подход, что был применен к филиалам. Это касается не только технологических аспектов: здесь есть одно принципиальное отличие — масштаб филиалов. Весь проект мы могли раздробить на маленькие "рвы" — каждый отдельный филиал — и в одну транзакцию или в один ход их "перепрыгивать". Для головного офиса такая модель не подходит. Мы будем последовательно заменять функционал за функционалом. Вместо "взятия крепости нахрапом" сейчас вырабатывается и проверяется, обрастает новым инструментарием другой подход — "осада с поэтапным захватом башен".

Мы не приглашаем для реализации проекта специалистов от компании R-Style Softlab и не будем заказывать проектных планов — переход на систему может быть выполнен силами сотрудников банка. Однако примем помощь по отдельным компонентам — для их полной проработки. Либо мы выберем другой способ: пригласим консультантов, которые осуществят внедрение на местах, если окажется, что у нас недостаточно своих сотрудников для обучения и небольшой кастомизации. В любом случае, это инженерная компетенция. А руководить работами будет проектная команда банка.

К сожалению, очевидно, что осуществить переход на новую систему в центральном офисе "малой кровью" не получится. Поэтому мы подготовили инструмент, который позволяет синхронизировать данные по клиентам, по их счетам и документам в RS-Bank v. 5.0 и RS-Bank V.6. Синхронизация выполняется в той и другой системе на основе файлов журнализации, интервал синхронизации укладывается в одну минуту.

CNews: Для этого операционист должен работать в двух системах?

Максим Рябочкин: Нет, операционист работает в одной системе, но остаются бизнес-процессы, которые "разорваны": часть их выполняется в RS-Bank v. 5.0, а другая часть в RS-Bank V.6. Например, если специалист отделения, переведенного на RS-Bank V.6, создает в ней документ, то в течение минуты эта операция отражается в v. 5.0. Дальше работает отдел корсчетов, который отправляет документ по системе SWIFT или в РКЦ, а это уже документы RS-Bank v. 5.0.

Так будет не всегда: позже мы планируем наращивать число сотрудников, работающих в RS-Bank V.6: функционал системы уже готов, за исключением модуля "Расчеты" (именно те операции, что связаны с РКЦ и SWIFT). В данном направлении мы совместно с компанией R-Style Softlab проводим gap-анализ. Когда все сотрудники перейдут на RS-Bank V.6, мы закроем рабочие места v. 5.0, и какое-то время старая система будет функционировать как шлюз между V.6 и RS-Payments, но только до тех пор, пока не появится возможность использовать функции RS-Payments в рамках RS-Bank V.6. Все зависит от той стратегии, которую мы выберем в отношении платежей.

CNews: Главной темой развития ИТ-инфраструктуры было желание интегрировать все в единую систему, чтобы филиалы работали в рамках общего информационного поля. Вы довольны тем, как это требование реализовано в RS-Bank V.6 с учетом разницы часовых поясов?

Максим Рябочкин: Мы изначально опасались проблем, связанных с расположением структурных подразделений в разных часовых поясах, однако закрытие рабочего дня и филиалов, и отделений в системе продумано хорошо.

Беспокойство вызывала организация деятельности службы технической поддержки. Якутия находится в другом часовом поясе, и рабочий день там начинается, когда в Москве все квалифицированные специалисты предпочитают спать. Чтобы решить данную проблему, в Новосибирске была организована дополнительная точка поддержки.

CNews: Сколько специалистов ваша команда насчитывает на сегодняшний день? Сложно ли вам найти кадры?

Максим Рябочкин: По продукции компании R-Style Softlab — нет. Специалистов, знакомых с RS-Bank и работающих с языком RSL, достаточно много. На рынке они присутствуют, причем не только в Москве, но и в других городах России. Это объясняется тем, что продукция R-Style Softlab распространенная и имеет возможность кастомизации, поэтому с ней работают не только сотрудники компании, но и ИТ-специалисты банков.