Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Системное ПО

Александр Горбачев: Отменить ERP-проект означает остановить бизнес

По данным IDC, объем сектора ERP в России за кризисный период снизился почти на 20 %, в то время, как весь рынок ИТ упал на 30 %. О том, почему ERP-сегмент избежал такого большого падения, как ИТ-рынок в целом, как сегодня происходит разработка отраслевых решений этого класса, и какие перспективы открываются перед данным сектором, в интервью CNews рассказал директор по консалтингу в России и странах СНГ компании Epicor Александр Горбачев.

CNews: Какие тенденции наметились в сфере разработки и внедрения отраслевых ERP-решений в посткризисный период, и каков, по вашему мнению, основной тренд в этой отрасли сегодня?

Александр Горбачев: С одной стороны, компании все-таки стремятся быть поскромнее, снижают свои затраты, и это напрямую влияет на сектор ИТ С точки зрения разработки информационных систем, - такие инновационные технологии, как сервисно-ориентированная архитектура (СОА), облачные вычисления, SaaS, продолжают быть актуальными, продолжают развиваться.

CNews: Если взять не технологические, а бизнес-направления, какие тренды вы там видите? Какая динамика у ваших отраслевых решений?

Александр Горбачев: Отраслевые решения рождаются с учетом практик, которые нарабатываются с течением времени. Можно сказать, что постепенно консалтинговые практики начинают применяться на уровне самого продукта. Соответственно, когда мы предлагаем продукт, например, для машиностроения, он отражает особенности именно этой отрасли, то есть связанные именно со специфическими процессами в производстве, со спецификацией изделия, с планированием.

Например, если в определенной отрасли, такой как машиностроение, для среднего сегмента рынка, которым мы занимаемся, существуют определенные правила делового оборота, планирование вперед, или равномерное распределение ресурсов, в зависимости от заказов, соответственно, эта функциональность и реализуется в программном продукте.

По сути дела, вне зависимости от того, в кризисное или посткризисное время идет работа, эта отраслевая направленность продолжает формироваться.

CNews: Значит, можно сказать, что, невзирая на кризис, вы продолжаете развивать набор своих отраслевых решений. Кризис вам помог или помешал?

Александр Горбачев: Кризис не смог помешать стратегическим планам компании. Даже можно сказать, что благодаря ему мы получили паузу, которая была нам необходима перед продвижением на рынок новой ERP-системы Epicor 9. Этим мы занимаемся непосредственно сейчас. Мы смогли подтянуть свои ресурсы по разработке и за счет этого заложить в систему лучшие практики и лучшие технологические решения.

CNews: Можно сказать, что вы не заметили кризиса?

Александр Горбачев: Я не могу сказать, что мы не заметили кризиса с точки зрения продаж и проектов. Конечно, часть из них была заморожена, продажи тоже пострадали, но при этом связанные с разработкой стратегические направления не были свернуты.

CNews: Продолжая тему кризиса, еще один вопрос. По данным IDC, объем рынка ERP в России за кризисный период снизился почти на 20 %, в то время, как весь ИТ упал на 30 %. Почему ERP-сегмент избежал такого большого падения, как ИТ-рынок в целом?

Александр Горбачев: Я думаю, что это напрямую связано с тем, что ERP наиболее близким образом связано с поддержанием и ведением операционной деятельности компании. Соответственно, заморозить или отменить определенные проекты по ERP в некоторых случаях означает остановить бизнес. Это можно сравнить с метрополитеном, когда идет строительство станций, и вдруг стройку консервируют. Стоимость консервации иногда выше стоимости достройки.

Если остановить развитие ERP-системы, пострадает бизнес. Может быть, поэтому проекты не были свернуты целиком, но чуть приостановлены. Было чуть меньше инвестиций на дополнительные модули, но при этом основная функциональность все равно внедрялась.

CNews: Пожалуй, до кризиса в плане внедрения ERP лидировали непрерывные производства, дискретные производства и розница. Сместились ли эти акценты сейчас? Какие отрасли выходят на первый план?

Александр Горбачев:Динамика отраслевых внедрений ERP связана с тем, как отрасли пережили кризисный период. Более или менее нормально преодолели кризис отрасли нефтепереработки и нефтедобычи, также нефтесервисные организации.

Достаточно успешно пережили кризис предприятия тяжелого машиностроения, и эта отрасль сейчас поднимается. Разумеется, в большей степени это международные компании, которые более успешно преодолели кризисные явления. Крупные международные корпорации чувствуют себя гораздо лучше, чем локальные поставщики. Это относится и к автомобилестроению и машиностроению. Ну и фармацевтика. На ком кризис точно не отразился, так это фармацевтика.

Несколько снизился интерес компаний, которые оказывали финансовые услуги, в частности, это лизинговые компании. Также пострадала от кризиса обрабатывающая промышленность.

CNews: Рынок отраслевых решений отличается высокой конкурентностью. Какие факторы помогают выжить в этой среде? Первый вы уже упоминали, это ориентация на новые технологии. А что еще?

Александр Горбачев: Я считаю, что если мы говорим именно про отраслевые решения, то с нашей стороны есть только одна возможность - делать более детальные, более точные предложения. Мы можем достичь этого двумя путями. Первый, это наличие широкой функциональности, которая заключена в самом программном продукте. Второй путь, это то, что называется best practices - лучшие практики, или, если упростить данное понятие, шаблоны ведения бизнеса тех отраслей, на которых мы специализируемся: это, во-первых, производственные процессы, в том числе инжиниринг, то есть производство по индивидуальным спецификациям, сборка, производство, исходя из конфигурирования спецификаций. Это также лучшие практики дистрибуции и управления цепочками поставок, взаимодействия с поставщиками и покупателями, предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания продукции. Естественно, мы говорим о способах оптимальной реализации этих процессов, о том, что считается лучшими практиками и в России, и в Европе, и глобально. Система предлагает очень гибкие варианты "проигрывания" того или иного процесса, например, обсчета и формирования заказа, но у нас уже есть задокументированные "шаблоны" данного процесса с определенным набором этапов и шагов, с привязанным к каждому этапу персоналом и ролями, местом ввода и вывода информации т.п. Предлагая такие шаблоны, которые вобрали в себя лучшие международные практики реализации того или иного процесса, мы имеем возможность сократить процесс внедрения и настройки.

Помимо практик, мы используем корпоративные стандарты внедрения. Около года или двух назад концепция внедрения несколько изменилась. От традиционного консалтингового подхода - последовательного понимания бизнес-процессов компании, планирования проекта, настройки, тестирования, импорта данных, мы пришли к развертыванию уже существующих лучших практик.

Естественно, что стремимся понять бизнес клиента в рамках проекта внедрения. И вместе с тем, мы также стремимся выполнить развертывание лучших практик вместе с индивидуальной настройкой под заказчика.

Кроме того, мы стараемся свести риски клиента при внедрении наших продуктов к минимуму – благодаря специально разработанной программе клиент получает возможность зафиксировать стоимость проекта в договоре, и если в ходе внедрения бюджет будет превышен, дополнительная работа консалтинга будет стоить клиенту вполовину дешевле.

CNews: Давайте тогда двинемся дальше. Какими опциями должна обладать отраслевая ERP, чтобы успешно существовать на рынке?

Александр Горбачев: Помимо очевидного для отраслевого решения наличия отраслевой функциональности в продукте должна быть "глобальная заточенность" под конкретную отрасль, вертикаль. Общеизвестно, что большинство вертикальных и отраслевых решений, особенно если это касается конкретных подотраслей (например, производство пластиковых окон), создаются путем каких-то партнерских донастроек и доработок, или даже заказных разработок. С учетом ориентированности на достаточно узкий сегмент рынка, клиенты из данной отрасли становятся заложниками конкретного поставщика, который не всегда может гарантировать адекватное развитие этого узконаправленного решения. Отсюда следует и другая тенденция – отраслевая система должна обладать масштабируемостью. Потому что мы видим совершенно определенный тренд, установившийся и до кризиса - компании растут. Малый бизнес постепенно вырастает в средний, а средний неизменно превращается в крупный. То есть идут очень активные сделки по слияниям и поглощениям, и если система желает продолжать свое существование в рамках этих компаний, то в этом случае она должна обладать достаточной масштабируемостью.