Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Системное ПО

Александр Горбачев: Отменить ERP-проект означает остановить бизнес

По данным IDC, объем сектора ERP в России за кризисный период снизился почти на 20 %, в то время, как весь рынок ИТ упал на 30 %. О том, почему ERP-сегмент избежал такого большого падения, как ИТ-рынок в целом, как сегодня происходит разработка отраслевых решений этого класса, и какие перспективы открываются перед данным сектором, в интервью CNews рассказал директор по консалтингу в России и странах СНГ компании Epicor Александр Горбачев.

CNews: Вы же всегда позиционировались как решение Tier2. То есть по масштабам вы себе ставите верхнюю планку?

Александр Горбачев: Мы не позиционируем себя как Tier1, на этот рынок сложно выйти, но при этом мы хотим обеспечивать наших клиентов возможностью работы, по крайней мере, в сравнимой по масштабируемости системе. То есть с точки зрения затрат мы все равно стремимся поддерживать наши системы на уровне Tier2, при этом возможности мы закладываем в систему на самом современном уровне. Это касается и функциональности, и технологических возможностей, и возможности работы из самых различных сред.

CNews: Сегодня на Западе и в России наблюдается развитие представления программных решений как услуг, SaaS, особенно это актуально для сектора малого и среднего бизнеса. Вы предоставляете облачные решения или свои продукты на условиях SaaS?

Александр Горбачев: Мы предоставляем решения на основе SaaS, но с точки зрения позиционирования именно SaaS я все-таки вижу его ориентированность в большей степени на малый бизнес. Тут повторяется история с аутсорсингом бухгалтерии. Маленьким компаниями нет смысла держать бухгалтера, если гораздо выгоднее отдать это на аутсорсинг. Это будет и профессиональнее, и проще с административной точки зрения.

С ERP-системами примерно то же самое. Наше SaaS-решение ориентировано на небольших производителей, для которых гораздо выгоднее «арендовать» систему, и платить ежемесячную оплату за использование, нежели потратить значительную часть бюджета на аккордную покупку ERP, а также тратиться на инфраструктуру, персонал, который будет обслуживать систему и т.п.. Но если говорить о более крупных компаниях, которым требуется достаточно много рабочих мест и требуется более детальная настройка, стоимость годовой аренды и обслуживания может достичь стоимости лицензий, которые должны использоваться как минимум лет 5. При таком раскладе, конечно, уместнее и выгоднее приобрести лицензии и развернуть систему в компании, нежели использовать схему SaaS.

Вообще в России ERP-системы сложно сопрягаются с SaaS, потому что "ПО как услуга" предполагает передачу всей своих данных внешнему провайдеру. В любом случае, SaaS означает, что компания-заказчик экономит на серверном оборудовании, на ИТ-специалисте, но при этом не экономит на внедрении, потому что разницы, где располагается система, in-house или удаленно, нет. Все равно приходится настраивать бизнес-процессы в системе.

CNews: Но это не совсем SaaS, скорее, хостинг в чистом виде…

Александр Горбачев: Да, но в этом случае исчезает вообще смысл ERP-системы, потому что она должна быть подстроена именно под ваш бизнес. То есть в любом случае это будет и ваш конкретный план счетов, и ваши конкретные логистические процессы, ваши конкретные производственные процессы. То есть от процесса внедрения никуда не уйдешь.

CNews: То есть ERP не вписывается в модель SaaS?

Александр Горбачев: Модель вписывается, но не для всех. Как уже было сказано выше, такая модель ERP подходит для небольших компаний, с достаточно стандартными бизнес-процессами. Также эта модель может подойти компаниям, которые хотят вынести обслуживание отдельных бизнес-процессов по модели SaaS. В этом отличительная черта нашего подхода к SaaS – часть процессов может быть реализован в традиционном виде, часть процессов может быть реализована по модели SaaS.

CNews: Расскажите, какие отраслевые продукты вашей компании пользуются особенным спросом, что для вас считается наиболее актуальным, на что вы делаете ставку?

Александр Горбачев: Это, прежде всего, дистрибьюторы, это производственные компании, машиностроение, сервисные компании и индустрия гостеприимства, электроника и фармацевтика.

CNews: Каков портрет вашего заказчика? Какая должна быть ситуация в организации, чтобы она начала внедрять ваши решения?

Александр Горбачев: Прежде всего, у компании, которая собирается внедрять ERP-систему должно накопиться некоторое недовольство – лоскутной автоматизацией или отсутствием любой автоматизации. Недовольство вызывает потребность в чем-то новом, зачастую, в большей масштабируемости. В такую ситуацию может попасть даже небольшая компания, которая работала на Excel. В какой-то момент люди понимают, что дальше не могут вести свой бизнес просто в электронных таблицах. Бизнес растет, объемы растут, процессы усложняются.

Второй момент: если компания просто недовольна каким-то поставщиком решений, естественно, что решение в какой-то момент меняется. В большей степени это также связано с усложнением процессов, с потребностью в более детальном ведении процессов.

Когда бизнес невелик, и вся компания состоит из пяти человек, даже при очень больших оборотах потребность в ERP-системе не может быть реализована, поскольку всеми процессами занимается один специалист. ERP-система направлена на работу нескольких пользователей, каждый из которых работает в системе со своей ролью и ведет процессы детально. Поэтому компания должна дозреть до какого-то объема процессов для того, чтобы внедрять ERP-систему. Если весь процесс продажи связан с одним документом по отгрузке, зачем нужна ERP-система?

CNews: Расскажите о перспективах развития компании, что у вас в планах, что собираетесь делать?

Александр Горбачев: С технологической точки зрения мы следуем за рынком. Наша новая система Epicor 9 Сегодня мы используем лидирующие технологии на рынке-ERP. Наша новая система Epicor 9 построена на основе сервисно-ориентированной архитектуры, и включает поддержку различных браузеров, операционных систем и платформ, включая мобильные устройства. В свое время наша компания, как и многие другие, следовала стратегии покупки других компаний, соответственно, покупки их активов в виде ERP-систем, поэтому у Epicor накопилось девять различных систем, которые распространялись по различным регионам. Эти активы мы объединили в один интегрированный продукт Epicor 9, вобравший в себя все самое лучшее с точки зрения функциональности и построенный на базе самой передовой технологической платформы. При этом компания предпринимает активные действия, которые связаны с бесшовным переходом, незаметным перетеканием существующих клиентов на новую ERP-систему. Смысл этой стратегии в том, чтобы не остановить резко продолжать поддержку существующих решений и сохранить клиентскую базу, сделать переход на новую систему как можно более комфортным. Наша стратегия включает три составляющие Protect (Защита) – продолжение поддержки всей линейки продуктов Epicor и их развитие, Extend (Расширение) – предоставление нашим клиентам дополнительных решений и функциональных блоков в рамках единого центра ответственности, Converge (Объединение) – объединение лучшей функциональности на базе лучших самых передовых технологий. Такая стратегия предоставляет большое количество степеней свободы для наших клиентов – они могут спокойно использовать существующие решения и быть уверенными в своем будущем, могут расширить решения путем добавления новых модулей и продуктов либо, когда наступит время и будет реальная потребность и готовность, - мигрировать на новую объединенную систему.

CNews: Скажите, какие продукты разрабатываются в российском представительстве компании?

Александр Горбачев: Вообще в компании существует семь центров разработки, и московский центр разработки - один из крупнейших. Здесь создается примерно половина продуктов, которые мы выпускаем на рынок. Это около двадцати различных модулей, входящий в состав ERP-систем Epicor 9 и iScala, интегрированные инструменты Business Intelligence, платформа интеграции Epicor Service Connect, платформа Epicor ICE (Internet Corporate Environment) –которая лежит в основе Epicor 9.

В свое время именно Москва была выбрана для организации большого центра разработки вместо Индии. Несмотря на существенно более высокие затраты по стоимости разработки в Москве относительно Индии, качество разработки у нас выше, и получается, что соотношение цена/качество здесь лучше. У нас были пробные проекты по разработке отдельных модулей в Индии, но это был экспериментальный проект, который не был успешным. Результат мы получили, но он был не тем, которого ожидали. С точки зрения качества уровень разработки в Москве гораздо выше.

Станислав Макаров / CNews