Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Облака и трехмерное моделирование повышают эффективность проектов

Bentley Systems работает в области предоставления программного обеспечения и услуг организациям, которые занимаются проектированием, строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры. Недавно в России, в рамках ежегодной конференции Bentley CONNECTION, собравшей экспертов и руководство проектных институтов, строительных компаний и промышленных предприятий, компания представила новую версию своей программной платформы Connect Edition. О подходах, включенных компанией в платформу, и о том, как быстро меняется рынок информатизации инжиниринга и строительства, в интервью CNews рассказали вице-президент и генеральный директор Bentley Systems в России и СНГ Николай Дубовицкий, вице-президент Bentley Systems по продуктам для моделирования Роберт Манковски и ИТ-директор «НИПИгазпереработка» Антон Чернов.

CNews: Какие основные тенденции сегодня главенствуют на рынке информатизации инжиниринга, строительного бизнеса? Что является его движущей силой?

Роберт Манковски: Мы видим большие перспективы у целого ряда трендов, помогающих компаниям быть более эффективными. Один из них – облачные вычисления. Мы только что представили в России новую версию приложений для реализации проектов под общим названием Connect Edition, и они как раз используют возможности облачных технологий.

Вторая тема – это аналитика больших данных, которая часто упоминается в связи с облаками. Если подумать над тем, как облачные вычисления и большие данные могут быть применены в нашей отрасли, то можно увидеть два направления развития: повышение эффективности как реализации проектов, так и эксплуатации построенных объектов. В частности, на проектах облака и аналитика помогают инженерам ускорить рабочие процессы за счет предоставления дополнительных сервисов имитационного моделирования и анализа, а также контролировать ход исполнения проекта, выявлять узкие места и помогать находить корректирующие меры. После того, как объект построен, его можно оснащать разнообразными датчиками, чтобы собирать информацию, анализировать ее и принимать активные действия по повышению эффективности эксплуатации. Типичный пример – система водоснабжения, организованная таким образом, что эксплуатирующая организация может  получать данные о ежедневном потреблении воды, о затратах энергии на ее доставку до потребителей, и принимать обоснованные решения о том, как управлять имеющимися ресурсами.

Третий важный тренд – распространение мобильных устройств в бизнесе. В частности, нам интересно, чтобы с помощью смартфонов и планшетов специалисты непосредственно «в поле» получали доступ к тем данным, которые создавались на этапе проектирования объекта, и чтобы вновь созданные этими специалистами данные попадали в единую систему, не нарушая целостности имеющейся модели.

И, наконец, большое будущее у технологий, использующих беспилотные летательные аппараты. У нас есть новое программное обеспечение, которое может из фотографий, сделанных камерой на дроне, создать трехмерную модель объекта. Это наиболее интересные тренды на сегодняшний день.

Николай Дубовицкий: В целом я согласен с Робертом, хочу лишь несколько расставить акценты и приоритеты с учетом опыта работы на российском рынке, выделив два направления. Я считаю, что основную роль в процессах информатизации инжиниринга и строительства играют два фактора. Первый – развитие информационного моделирования, называющееся BIM (Building Information Modeling). При этом мы говорим не о модели здания, а об информационной модели любого объекта. Можно даже несколько изменить расшифровку аббревиатуры, определив BIM как процесс использования информационной модели для принятия бизнес-решений. В данном случае я понимаю под BIM передачу дополнительной, расширенной атрибутивной информации между различными дисциплинами и между различными жизненными циклами проекта. На мой взгляд, это более точно отражает пользу от использования данной концепции.

Этот подход существует уже довольно давно, но, на мой взгляд, за последние несколько лет его продвижение ускорилось. И то, что раньше было просто красивым словом, неожиданно начало обретать реальный смысл и содержание. В профессиональной среде возникают обсуждения, дискуссии, и это очень позитивно, потому что расширяет горизонт возможностей использования технологий за счет более сложно структурированных комплексных проектов, позволяющих получить максимальную отдачу от имеющегося программного обеспечения.


Николай Дубовицкий: Сегодня программные решения находятся на таком уровне, который не только позволит избежать старых ошибок, но и значительно ускорит проектирование

Вторая технология, подстегнувшая развитие ИТ в строительном бизнесе – это облака, о которых говорил Роберт Манковски. Есть определенные нюансы их проникновения в российский бизнес, но в целом они позволили по-новому оценить подходы к решению задач, стоящих перед компаниями.

Антон Чернов: Я считаю, что использование передовых ИТ-решений в сфере проектирования, строительства, инжиниринга само по себе является одним из ключевых конкурентных преимуществ. Наша компания при выборе тех или иных решений всегда ориентировалась на платформы, которые позволяют нам иметь запас функциональности. Это связано с тем, что сроки проектов капитального строительства большие, они могут длиться 3–4 года. И очень важно, чтобы система не только отвечала требованиям бизнеса к концу этого срока, но и позволяла реализовать следующий. Поэтому мы следим за такими поставщиками крупных комплексных решений, как Bentley Systems.

Если говорить о трендах внутри сферы ИТ, то применительно к нашему бизнесу большую актуальность получили технологии 3D-проектирования, информационного моделирования. И, безусловно, были и остаются актуальными системы для совместной работы инженерных групп, чтобы мы могли получать качественный, быстрый результат и согласованный набор данных в сжатые сроки. Я говорю не о документообороте, а именно о системах, работающих со структурированными данными.

CNews: Какие новые возможности с учетом этих трендов Bentley Systems использовала в новой версии Connect Edition?

Роберт Манковски: Мы использовали, например, возможности облачного решения. С его помощью мы собираем о пользователях информацию, имеющую значение для их работы. И программное обеспечение получает возможность самостоятельно учитывать специфику каждого пользователя и того проекта, над которым он работает. Например, вы начинаете работать, и система определяет, что вы инженер, который занимается конструированием нефтяных платформ. На основе этого она делает рекомендации, какими программными средствами пользоваться, какие взять учебные материалы для их освоения. В результате вы становитесь тем, кого мы называем connecteduser, «подключенным пользователем». Если все пользователи в проекте сделаны «подключенными», то мы получаем целый «подключенный проект», руководитель которого видит специфику каждого участника и более эффективно может управлять работой.



Роберт Манковски: Большое будущее у технологий, использующих беспилотные летательные аппараты. У нас есть новое программное обеспечение, которое может из фотографий, сделанных камерой на дроне, создать трехмерную модель объекта

CNews: Как вы оцениваете динамику развития трехмерного проектирования? Готов ли к нему рынок, и насколько активно внедряются системы для 3D-проектирования в России?

Николай Дубовицкий: Я оцениваю динамику как положительную и могу подтвердить свои слова фактами: у нас положительные результаты роста по итогам прошлого года на фоне сокращающегося из-за кризиса рынка. Это значит, что наши системы реально востребованы, и заказчики связывают с ними свои собственные перспективы. Я знаю крупные российские компании, которые уже в этом году приняли решение делать всю проектную документацию в электронной форме, причем в 3D, и хранить информацию в интеллектуальных моделях объектов.

Ситуация меняется очень быстро. Еще год назад мы с коллегами на форуме в Тюмени обсуждали эти вопросы, и тогда не было видно готовности заказчиков вкладываться в 3D и платить за это проектным организациям. По этому поводу разворачивались интересные дискуссии. А сегодня те, кто владеет инфраструктурой, уже осознали пользу от 3D и от совместной работы с инженерными данными. За год их видение проблематики вышло на новый уровень.

Соломатин Павел