Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Облака и трехмерное моделирование повышают эффективность проектов

Bentley Systems работает в области предоставления программного обеспечения и услуг организациям, которые занимаются проектированием, строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры. Недавно в России, в рамках ежегодной конференции Bentley CONNECTION, собравшей экспертов и руководство проектных институтов, строительных компаний и промышленных предприятий, компания представила новую версию своей программной платформы Connect Edition. О подходах, включенных компанией в платформу, и о том, как быстро меняется рынок информатизации инжиниринга и строительства, в интервью CNews рассказали вице-президент и генеральный директор Bentley Systems в России и СНГ Николай Дубовицкий, вице-президент Bentley Systems по продуктам для моделирования Роберт Манковски и ИТ-директор «НИПИгазпереработка» Антон Чернов.

Неожиданно оказалось, что если ты как проектировщик не предлагаешь заказчику информационную модель, если организуешь работу со своими субконтракторами только на уровне обмена файлами, то ты уже и неконкурентен. На мой взгляд, динамика развития современных ИТ-решений очень активная и позитивная.

Антон Чернов:  Я считаю, что на внедрение 3D-проектирования влияют несколько факторов. Первый – это уровень зрелости рынка. Действительно, как сказал Николай, если мы не соответствуем требованиям заказчиков, то мы становимся неконкурентоспособными. Я вижу, что компании нефтегазового сектора разрабатывают свои стратегии, и они иногда достигают более высокого уровня зрелости, чем подрядчики. И в этой ситуации, если подрядчик достаточно профессионален и понимает, что от него требуется, он подтягивается до уровня заказчика. Получается своего рода синергия, при которой развиваются все.


Антон Чернов: Сроки проектов капитального строительства большие, иногда 3–4 года. И очень важно, чтобы ИТ-система не только отвечала требованиям бизнеса к концу этого срока, но и позволяла реализовать следующий

Бывает и обратная ситуация, когда исполнитель более профессионален, чем заказчик. В ИТ, инжиниринге, проектировании это совершенно нормальный ход событий, когда мы приходим и говорим: «Есть современный подход, и мы предлагаем его применить в нашем проекте». Раньше проектные организации, в том числе и мы, оглядывались на готовность заказчика к восприятию технологий – отсюда и все споры вокруг 3D, например. А сегодня мы смотрим на технологии просто как на инструмент, который дает возможность повышать нашу внутреннюю эффективность, оказывать дополнительный набор услуг. Даже если заказчику не нужна трехмерная модель – мы ему предоставим обычный набор чертежей, но выпустим его из своей 3D-модели, потому что так мы проектируем все новые крупные проекты. Через несколько лет отсутствие трехмерного моделирования будет огромным конкурентным недостатком для российских проектных, инжиниринговых организаций.

Николай Дубовицкий: В области восприятия рынком новых технологий мы пока еще видим отставание российского рынка от Запада, где использование современных средств проектирования является обязательным условием успешного бизнеса. Я считаю, что это дает нам преимущество, потому что избавляет от необходимости искать направления развития и совершать неизбежные ошибки на этом пути. Все уже есть, включая чужой опыт – надо только освоить. И, взяв лучшее, дополнив самыми современными решениями, мы очень быстро можем вырасти до уровня западных компаний и даже опередить их.

Аналогичная ситуация была на рынке ИТ в начале 2000-х годов, когда российский бизнес «перепрыгнул» целые десятилетия, отделявшие мейнфреймы от современной клиент-серверной архитектуры. Я вижу очень много параллелей тех событий с тем, что происходит сейчас в области решений для инженерии.

CNews: Недавно Bentley Systems приобрела компанию Acute3D, разработчика платформы для трехмерного моделирования естественных сред. Расскажите, пожалуйста, о самых интересных и перспективных в России возможностях ее использования.

Николай Дубовицкий:  Я могу рассказать об этой системе с точки зрения практика. Вот реальный пример: в Москве строится много автомобильных развязок. Каждая из них – это не просто пересечение дорог. Это взаимодействие с другими объектами на местности: с метрополитеном, железнодорожным транспортом, зданиями, земельными участками. Часто новые развязки предполагают перенос каких-то объектов, находящихся в зоне строительства. У каждого из них есть владелец. Как начать проект? Как получить полную картину, чтобы понять, с кем из владельцев нужно договариваться? Ответ дают решения Acute3D: достаточно провести фотосъемку с дрона, из снимков система сделает трехмерную модель местности и включит в нее геопривязку. Объединив 3D-модель с имеющейся у вас векторной моделью, вы можете за несколько дней согласовать изменения или какие-то проектные решения со всеми заинтересованными сторонами. Это реальный пример, с которым мы столкнулись при работе в Москве.

Второй пример: проектирование застройки новых улиц. Нужно понять, смогут ли там проезжать грузовые автомобили, общественный транспорт старых и новых типов. Застройка есть только на чертежах, но двухмерной картины недостаточно – нужна объемная модель. Сегодня существует ограниченное количество полноценных 3D моделей, не во всех городах, часто они ограничиваются только центральными районами, не всегда являются актуальными. При этом стоит задача проектировать улицы по всей площади населенных пунктов, динамично учитывать изменения застройки. Эту задачу можно решить, проехав по местности и сняв при помощи лазерного сканирования «облако точек», из которого можно получить точную трехмерную модель, но ее сложно и долго обработать и использовать . Технологии создания трехмерных моделей объектов на основе фотографий драматически ускоряют и упрощают решение задачи получения трехмерной модели населенного пункта с очень высокой точностью и архитектурными деталями.

Многие возможности решений Acute3D уже опробованы на Западе, и мы можем перенять этот опыт. В России много протяженных объектов: трубопроводов, линий электропередач. Как узнать, не работает ли чей-то экскаватор там, где зарыта труба, не случилась ли утечка топлива? Эффективно решить данный класс задач можно с использованием комбинации использования беспилотных летательных аппаратов и технологий создания 3D моделей на основе фотографий объекта. Нужно лишь регулярно запускать дрон для облета и сбора фотографий, на основе которых поддерживается актуальная полноценная 3D модель объекта, и таким образом контролировать обстановку. Более того, имея на руках регулярно обновляемую трехмерную модель объекта, вы получаете колоссальные возможности не только для контроля, но и для анализа обстановки: как ведутся работы на песчаном карьере, в каком состоянии находятся памятники архитектуры, можно ли разместить новое крупногабаритное оборудование в старом заводском цеху.

При этом новые технологии интегрируются с традиционными. В зависимости от конкретной задачи используются фотограмметрия или лазерное сканирование – эти технологии дополняют друг друга и могут использоваться как отдельно, так и вместе, позволяя получить максимальную скорость и точность модели.

CNews: Почему российские компании вкладываются в такие недешевые западные решения, как у Bentley Systems? Ведь их стоимость возросла в связи с девальвацией рубля.

Антон Чернов:  Решения, о которых мы говорим – инструменты 3D-проектирования, платформы для управления проектами капитального строительства, особенно в нефтегазовой отрасли, – они в принципе не бывают дешевыми. И если расходы на информационные системы еще больше растут, то акционеры, топ-менеджеры начинают более активно требовать обоснования. Надо уметь объяснить им, как вложение дополнительных миллионов поможет организации получать и выполнять многомиллиардные проекты. Кроме того, инвестиции в современные ИТ позволяют получать экономию на капитальных затратах за счет облачных технологий, аренды ПО, которые позволят гибко управлять ресурсами и расходами на них в зависимости от характеристик проекта.

Николай Дубовицкий: У меня есть опыт общения с большим числом клиентов, из которого я вынес понимание еще одной очень важной выгоды использования трехмерного проектирования. Заказчики часто говорят, что при работе в 2D им приходится по нескольку раз сдавать проекты на экспертизу и постоянно переделывать их, потому что сложно избежать ошибок. И они говорят о том, что нужна технология – не продукт, а именно технология, – которая позволит в принципе избежать появления существующих ошибок и вывести проект на новый уровень. Поэтому мне кажется, что компании вкладываются в современные решения не от хорошей жизни.

Сегодня программные решения находятся на таком уровне, который не только позволит избежать старых ошибок, но и значительно ускорит проектирование. Например, при традиционном подходе нужен целый месяц, чтобы сделать геодезические планы или генплан станции водоснабжения, рассчитать объем земляных работ и создать модель. А мы используя программное обеспечение Bentley Systems можем сделать то же самое за один день. Это как раз тот самый рост эффективности, который позволяет больше зарабатывать.

CNews: Антон, вы упоминали важность правильного выбора решений для совместной работы инженерных групп. Что вы используете?

Антон Чернов:  В прошлом году мы серьезно подошли к вопросу выбора программной платформы для управления инженерными данными проекта. Рассматривали различные системы, оценивали совокупную стоимость владения за три года и наборы ключевых преимуществ по разработанной нами шкале. Анализ помог нам определиться с требованиями к системе. В частности, мы отказались от идеи внедрить универсальную платформу, включающую в себя также и офисный документооборот компании, систему качества и так далее. Решили, что лучше использовать отдельные решения для  управления проектной документацией и офисного документооборота.

Наконец, мы остановили свой выбор на решении Bentley Project Wise Scenario Services. Она умеет работать не только с документами, но и с 3D-моделями, достаточно проста в использовании и обладает очень хорошими возможностями для работы в условиях территориально распределенных участников и взаимодействия с помощью различных сценариев. Сейчас мы реализуем пилотный проект, надеемся в ближайшее время запустить систему в промышленную эксплуатацию и со следующего года использовать на всех новых проектах.

Роберт Манковски: Я хотел бы обратить внимание на некоторые важные качества Project Wise Scenario Services. Эта платформа позволяет на основе облачных технологий моделировать структурное поведение объектов. Если, например, речь идет о проектировании офшорной нефтяной платформы, существует возможность провести моделирование поведения в зависимости от тех или иных проектных решений, которые вы приняли, вложили в конструкцию. Если бы вы пытались это математическое моделирование выполнять на своем рабочем компьютере, то это занимало бы огромное количество времени. А поскольку здесь задача выполняется в облаке, которое может предоставить необходимые вычислительные мощности, моделирование будет выполнено быстро. А пользователь, работая практически в web-интерфейсе, может получать эти результаты и сравнивать их по различным критериям.

CNews: Как новые возможности моделирования влияют на риски проекта?

Роберт Манковски: Риски, безусловно, снижаются, но, на мой взгляд, это не самое главное. Я подчеркиваю, что новые возможности позволяют повысить эффективность проекта как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации  объекта. Поскольку мы получаем возможность сравнить эффективность разных альтернативных вариантов, следовательно, мы можем выявить те варианты, которые обеспечат большую экономическую эффективность при выполнении тех же технических требований. А если бы у нас не было доступа к облачным ресурсам, мы не смогли бы сравнить так много альтернативных вариантов и найти среди них оптимальный.

Павел Притулаspan>


Соломатин Павел