Разделы

Цифровизация Внедрения

ВТБ24 создает хранилище данных: масштабы поражают

Корпоративные хранилища данных - важная составляющая банковского бизнеса. Их наличие позволяет быстрее реагировать на любые экономические изменения, предлагать новые услуги, когда это действительно необходимо, повысить лояльность клиентов с помощью дифференцированного подхода. Для повышения качества обслуживания внутренних и внешних бизнес-процессов банк ВТБ24 построил корпоративное хранилище данных и аналитики. Партнером проекта выступила компания AT Consulting.

Оценка эффективности

Говоря о результатах внедрения, Сергей Анохин, отметил, что эффективность имеет смысл определять по полученным результатам, стабильности и удобству работы с хранилищем, возможностям его развития. Так, например, когда управление CRM получило в свое распоряжение витрину по клиентам, это позволило ему начать активные действия по сегментации клиентов и разработке целевых предложений по потребительским кредитам и кредитным картам. По итогам 2008 года до 10% от всех продаваемых потребительских кредитов было обеспечено за счет данных предложений. Благодаря ХКАИ управление CRM также получило возможность отправки SMS-уведомлений по клиентам о предстоящих им платежах по кредитам, а также проводить различные коммуникации с клиентами практически на ежедневной основе.

Вышла на новый уровень частота и детализация отчетности. Квартальный отчет по исполнению бизнес-плана по финансовым результатам в разрезе точек продаж был переведен на ежемесячную основу. Сейчас завершаются работы по добавлению детализированных данных по доходам и расходам точек в разрезе продуктов. Ведутся работы по старту еженедельного выпуска этой отчетности.

Риски проекта

В любом проекте всегда существуют риски, часть которых, как правило, реализуется. Изначально проект был достаточно амбициозным - банк хотел загрузить очень много информации в довольно короткие сроки. "Первый блок, который мы хотели поддержать, оказался более масштабным, чем мы представляли. Дополнительным риском оказалось то, что проект был начат в непростое для ИТ время — в декабре 2007 года осуществлялся переход на новые правила учета 302-П", - поясняет Сергей Анохин. В результате в этой работе оказались задействованы практически все ресурсы банковского технологического блока, и подрядчику пришлось самостоятельно изучать структуру и логику систем, поскольку банк на тот момент необходимую экспертизу в требуемом объеме представить не мог. Помимо всего прочего, свою лепту внесли и короткие сроки внедрения - часть контрольных процедур не была своевременно реализована и включена.

AT Consulting

AT Consulting - группа компаний, объединившихся под одним брендом в 2006 году. Основной деятельностью компании является работа в перспективных направлениях управленческого и ИТ-консалтинга, внедрение систем управления ресурсами предприятия, хранилищ данных, систем управления взаимоотношениями с клиентами, автоматизированных банковских систем, систем биллинга, разработка заказных решений, аутсорсинговые услуги по сопровождению и поддержке сложных информационных систем.

Подключение сильной экспертизы со стороны ИТ-департамента банка, а также сверка данных и результирующих отчетов выявили ошибки, допущенные на начальном этапе. Реализация этих рисков привела к необходимости дополнительных работ по устранению их последствий.

Но партнерам удалось избежать организационных рисков, конфликтов мнений и интересов. Это произошло во многом благодаря тому, что в проект было активно включено высшее руководство банка. Куратором процесса являлся заместитель президента-председателя правления, директор финансового департамента. Под его руководством еженедельно проводятся совещания. Это позволило достаточно быстро регулировать все возникающие вопросы.


Сергей Шилов, управляющий партнер AT Consulting: Одной из сильных сторон проекта была организация взаимодействия между специалистами компании-интегратора и командой банка

По мнению Сергея Шилова, организация взаимодействия между специалистами компании-интегратора и командой банка была одной из сильных сторон проекта. ВТБ24 изначально понимал важность проекта и выделил со своей стороны очень сильных специалистов. Очень тесно шло взаимодействие на высшем уровне, руководство банка детально вникало во все возникающие проблемы, которые благодаря этому быстро разрешались. На более низких уровнях общение осуществлялось почти ежедневно: была создана проектная группа, в которую вошли как наши, так и банковские менеджеры, которая принимала оперативные решения. Проектное управление было организовано в соответствии с лучшими практиками, что, по мнению г-на Шилова, и привело к успешному результату.

Безопасность данных

Благодаря современным технологиям вопрос сохранности данных и скорости их восстановления на физическом уровне зависит от двух параметров: сроков и стоимости. ВТБ24 просчитал, на какое время он готов лишится хранилища в результате какой-то катастрофы. Исходя из полученных данных, был определен круг технических средств, необходимых для того, чтобы этого избежать: резервные сервера и мощности для восстановления.

Для защиты информации от действий злоумышленников был разработан порядок доступа к хранилищу: он осуществляется не по принципу возможности, а по производственной необходимости. Большая часть пользователей получает агрегированные отчеты, которые позволяют отслеживать только необходимые им показатели. Доступ к детальным данным вплоть до договоров и клиентской информации есть только у узкого круга людей, которым это нужно для выполнения их производственных задач.

Для защиты информации действует программно-аппаратная система безопасности. Также соответствующие подразделения банка осуществляют мониторинг работы пользователей хранилища.

Влияние кризиса

Несмотря на кризис, этот проект остается приоритетным для банка. В марте этого года стартовал следующий этап проекта, включающий в себя расширение состава информации, загружаемой из существующих источников, а также подключение новых. Сейчас прорабатывается третий этап, реализация которого намечена на 2010 год, - дальнейшее расширение информации, загружаемой из АБС и других источников, замещение оставшихся локальных систем отчетности и анализа информации хранилищем.


Увеличить
Для защиты информации от действий злоумышленников был разработан порядок доступа к хранилищу

Но с кризисом у банка изменились некоторые приоритеты. Большее внимание стало уделяться подразделениям, которые занимаются сбором задолженности, работой с коллекторскими агентствами, мониторингом рисков. Появилось много новой отчетности, продуктов и показателей, которые необходимо постоянно мониторить.

Новые возможности

Говоря о результатах совместной работы, Сергей Анохин отметил, что на данный момент с помощью AT Consulting осуществляется сопровождение системного комплекса. "Аутсорсинговая модель поддержки и внедрения позволяет использовать накопленные знания о системе, а также оперативнее развивать систему и добавлять новые возможности. Запланированные этапы развития хранилища мы планируем также осуществлять при помощи AT Consulting”, - заключил он. По словам Сергея Шилова, в процессе проекта были разные периоды - иногда казалось, что проблем слишком много, но все они благополучно разрешались. В целом, компания-интегратор осталась довольна достигнутыми результатами.


Сергей Анохин, вице-президент банка ВТБ24: Сейчас ХКАИ уже можно назвать "растущим организмом", встроенным в часть банковских процессов

"Конечно, в нашем взаимодействии были какие-то сложности, ошибались и мы, и наши коллеги. Но я вижу, что мы выступаем как одна команда, у нас накоплен большой совместный опыт, экспертиза по системе, по процессам и источникам — это все такой нематериальный актив нашего сотрудничества, потерять который на данном этапе было бы недопустимо" - заключил Сергей Анохин.

Марина Мякишева / CNews