Разделы

Интернет Цифровизация ИТ в госсекторе Хостинг и домены

Сколько на самом деле стоят госсайты?

Государственные сайты на порядок менее удобны, чем сайты частных компаний, а стоимость их разработки – на порядок выше. Этот тезис сегодня стал общепринятым, однако как раз самые расхожие тезисы зачастую оказываются далекими от реального положения дел. Действительно ли расходы на государственные веб-порталы чрезмерно завышены? На что вообще государство тратит деньги налогоплательщиков при создании своих веб-представительств?

Репутационный риск – не единственный, к которому должен быть готов исполнитель по разработке государственного веб-проекта. Например, при разработке сайта takzdorovo.ru "Ашманову и партнерам" пришлось нанять редакцию, в которой работает свыше 10 человек и на содержание которой в месяц уходило 800-900 тыс. руб. Однако выплаты госзаказчика не всегда бывают стабильными, и какой-то период – примерно 3-4 месяца – "Ашманову и партнерам" приходилось содержать этих сотрудников за свой счет в ожидании, что госзаказчик все-таки подпишет контракт: "С государством работает тот, кто к этому привык, у кого есть толстый слой жира и много одновременно идущих госконтрактов", – констатирует Игорь Ашманов.

Как при поддержке ранее созданных сайтов, так и при разработке сайтов "с нуля", работа программистов и дизайнеров не составляет основную часть стоимости контрактов. Исполнителям работ по созданию государственных веб-сайтов приходится иметь дело с очень своеобразными требованиями по безопасности, которые требуют дополнительных затрат: "Ведомственный сайт существует в двух репликах: одна помещается внутри органа власти, а другая асинхронно зеркалируется вовне. Это всегда сложнее, чем в обычных системах", – констатирует Михаил Брауде-Золотарев.

Другая проблема заключается в том, что работы по разработке государственных сайтов часто выступают частью более сложных контрактов, предметом которых также может быть разработка и внедрение ведомственных информационных систем, интеграция разработанного сайта с этими системами, закупка оборудования и проч. Нет ничего удивительного в ситуации, когда в стоимости контракта 70% составляют затраты на оборудование и лишь 30% – собственно оплата работ исполнителей.

Английская мода: массовое сворачивание госсайтов

Может показаться, что завышенные затраты на создание государственных веб-сайтов – это специфически российское явление, однако благодаря политическим баталиям перед парламентскими выборами в Великобритании в 2010 г. мы теперь знаем, что это не так.

Структура затрат на веб-сайты среди 10 британских ведомств с наибольшими расходами в этой области (в фунтах стерлингов)

Ведомство Суммарные затраты Стратегия и плани- рование Дизайн и разра- ботка Хостинг и инфра- структура Контент Тести- рование и оценка  Штат   
Кабинет министров 23 324 496 905 292 5 569 781 3 162 185 441 773 161 000 13 084 465
Министерство здраво- охранения 20 249 857 3 621 980 4 564 857 4 780 459 5 871 795 168 558 1 242 208
Таможенная служба 20 195 955 599 895 476 865 6 902 637 7 485 082 228 717 4 502 759
Министерство транспорта 11 871 166 346 823 762 803 6 670 776 3 223 343 340 288 527 133
Министерство иностранных дел и по делам содружества 8 915 475 1 000 000 2 656 506 1 359 856 1 945 000 0 1 954 113
Муниципа- литеты и местные власти 6 757 760 0 1 202 446 3 131 506 516 077 28 594 1 879 137
Министерство по делам бизнеса, инноваций и навыков 5 462 813 259 512 959 056 1 469 928 209 228 134 157 2 430 932
Министерство по делам окружающей среды, продо- вольствия и сельского хозяйства 4 826 328 145 750 988 094 1 398 021 432 444 89 829 1 772 190
Министерство образования 4 765 190 318 984 1 304 801 550 197 1 233 253 219 560 1 138 395
Министерство юстиции 3 972 384 105 059 433 591 1 582 705 213 247 249 638 1 388 144

Источник: Кабинет министров Великобритании, 2011

Собственно, на фоне наиболее затратных британских государственных веб-проектов российские "чемпионы" имеют более чем бледный вид. Так, на разработку портала Государственной службы здравоохранения Великобритании было потрачено 12 млн фунтов стерлингов (свыше 550 млн руб.), а стоимость веб-портала uktradeinterest.gov.uk в пересчете на одно посещение составила почти 10 фунтов (460 руб.). Таким образом, перерасход государственных средств на разработку веб-сайтов – это проблема, которая носит вполне международный характер. Однако что отличает Россию и Великобританию на текущем этапе – это осознание значимости этой проблемы и подходы к ее решению.

После прихода к власти в Великобритании нового коалиционного кабинета консерваторов и лейбористов государственные затраты на ИТ подверглись существенному сокращению (по отдельным статьям вплоть до 80-90%), и на государственных веб-сайтах эти меры отразились в первую очередь. Количество государственных сайтов по итогам 2011 г. сократилось с 820 до 444. При этом закрытые сайты преимущественно сливались с основными сайтами ответственных ведомств: так, кабинету министров удалось слить воедино 123 сайта, а министерству иностранных дел и по делам содружества – 271 сайт. Однако и из оставшихся веб-сайтов планируется сохранить только 134 (16% от общего числа в 2010 г.), и слияние будет продолжено.