Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Сергей Рыжиков: Социальный интранет – это новые перспективы для компании

Большинство активных жителей России, имеющих подключение к интернету, состоят в одной или нескольких социальных сетях. Иногда эти сети помогают скоротать время на скучной работе. По этой причине доступ к ним в компаниях часто запрещают. Но из злейшего врага владельца бизнеса социальные веб-инструменты могут стать его верным помощником. Как это сделать, рассказывает в интервью CNews генеральный директор "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков.

CNews: Социальные сети считаются злом на рабочем месте. Почему "1С-Битрикс" предлагает использовать социальные функции сети в организациях?

Сергей Рыжиков: Да, это классический вопрос. Конечно, "друзья" и пустая болтовня на работе не нужны, а вот если посмотреть на это явление под другим углом, то мы увидим, во-первых, прекрасные возможности для оперативного взаимодействия и, как результат, эффективное решение поставленных задач и экономию ресурсов и времени, а также возможность самореализации участников сети и, следовательно, профессиональный и личностный рост сотрудников.


Сергей Рыжиков: Благодаря использованию в компании социального интранета гораздо эффективнее проходит процесс планирования задач и рабочего времени

Добавим к этому прозрачность коммуникаций, сохранность информации в одном определенном месте и доступность ее всем участникам сети, а также возможность быстрой координации, самоорганизации и оперативной корректировки выполнения задач и получим такое явление, которое на Западе называют "social intranet" – единое информационное пространство, включающее в себя положительный опыт социальных сетей и инструменты взаимодействия и управления.

CNews: Как социальный интранет влияет на выполнение бизнес-процессов? Есть ли примеры?

Сергей Рыжиков: Тут могу сослаться только на западные исследования, у нас, к сожалению, таких пока не проводилось, это и понятно - Россия иногда более консервативно смотрит на нововведения. Так вот, согласно мнению западных экспертов, благодаря использованию в компании социального интранета гораздо эффективнее проходит процесс планирования задач и рабочего времени, а решение этих самых задач ускоряется на 20-27%. Благодаря удобному поиску по документам и базе знаний экономится до 32-34% времени сотрудников. Коммуникации внутри сети позволяют избавиться от ненужной переписки в почтовых системах, поток писем сокращается почти в три раза, а также на 26% меньше времени тратится на собрания и планерки – ведь обмен мнениями происходит в процессе коммуникаций, например, в "живой ленте", а все задачи и отчеты хранятся на ресурсе еще с предыдущего собрания. Все это опять-таки сказывается на повышении эффективности бизнес-процессов и сокращении расходов.

CNews: Какова оргструктура корпоративной социальной сети? Предполагает ли она неформальные связи между участниками вне зависимости от их должностей, или она строится в соответствии с иерархической структурой компании?

Сергей Рыжиков: В социальной корпоративной сети структура предельно прозрачна. Социальный интранет предполагает вертикальное и горизонтальное взаимодействие между сотрудниками, коммуникации осуществляются "руководитель – подчиненный", "коллега – коллега", "подчиненный – руководитель". Задачи оперативно решаются не только внутри отдела, но и во взаимодействии разных отделов и департаментов. При этом все инструменты в первую очередь ориентированы на общение на рабочие темы. А благодаря личным профайлам, комментариям и другим активностям сотрудники больше узнают друг о друге уже за рамками поставленных задач.

Неформальность социального интранета можно связать с такими приятными функциями, как комментарии и "лайки". Например, если сотрудник написал в "живую ленту" что-то дельное или выполнил свою задачу быстрее и лучше, чем того ожидали, он тут же получает комментарии от своих коллег или "лайк" от руководителя. Как это ни парадоксально, но такая форма выражения признания часто воспринимается сотрудниками лучше, чем даже приказ о поощрении.

CNews: Для каких компаний выгоден социальный интранет?

Сергей Рыжиков: Отвечу – для любых, и это не преувеличение. Есть только разница в функционале для крупных компаний, например от 500 человек, и для небольших рабочих групп от 20 сотрудников. В крупной организации гораздо полнее можно использовать функционал корпоративного портала, в том числе для формирования корпоративной культуры и для поддержания лояльности сотрудников – и такие примеры есть у нас в России. Крупные компании предпочитают использовать коробочную версию нашего корпоративного портала. У нас достаточно много таких клиентов, например, банки с их распределенной структурой, которые, внедрив и начав использовать корпоративный портал и его коммуникативные инструменты, сами удивляются, как они жили без этого.

Раньше мы предлагали только "коробочные" версии корпоративных порталов, но скоро мы запускаем новый продукт – облачный сервис "Битрикс24". В апреле состоится его официальный запуск, и сейчас я уже могу немного рассказать об этом. Это корпоративный портал, принципиально отличающийся от классических предложений на рынке, который даже больше, чем наши "коробочные" версии, ориентирован на социальные инструменты взаимодействия сотрудников. Он хорош для небольших, мобильных компаний. В "Битриксе24" уже на главной странице размещается "живая лента", в которую подтягивается информация о поставленных задачах и статусах их выполнения, транслируются новости, сообщения сотрудников, комментарии, которые каждый видит в соответствии с настройками доступа. Мы постарались максимально оптимизировать функционал продукта под быстрое решение повседневных задач.

Так как сам сервис базируется в "облаке", на его запуск не приходится затрачивать время и средства, которые необходимы для внедрения "коробочного" корпоративного портала.

CNews: Каково влияние внутрикорпоративных социальных сетей на мотивацию сотрудников: плюсы и минусы?

Сергей Рыжиков: Из плюсов я бы отметил возможность самореализации, получение быстрой обратной связи, удобство коммуникаций и организации своего рабочего времени – можно долго продолжать. А минусы… Думаю, они как раз и могут появиться из плюсов. Вот, например, сидел сотрудник до этого и, мягко говоря, отчитывался, а не работал. И после внедрения корпоративного портала руководитель всю его работу видит и всегда может спросить: "Что и почему так?". Ответить может быть нечего. Прозрачность коммуникаций выявляет и некоторые "темные участки" в компании, в том числе проблемы коммуникации, недопонимания между отделами. И, конечно, кто-то может назвать это минусом, хотя я так не считаю.


В "Битриксе24" на главной странице размещается "живая лента", в которую подтягивается информация о поставленных задачах и статусах их выполнения, транслируются новости, сообщения сотрудников, комментарии, которые каждый видит в соответствии с настройками доступа.

На Западе давно уже бытует мнение, что скоро мы, работодатели, начнем привлекать новых сотрудников не только и не столько заработной платой, сколько дополнительными преимуществами, одним из них, безусловно, называют комфортную, бесстрессовую рабочую среду и возможность получения обратной связи и самореализации.

CNews: Есть ли отличия "Корпоративного портала" и "Битрикс24" от классических корпоративных порталов в части идеологии, структуры?

Сергей Рыжиков: Классические корпоративные порталы в обычном понимании достаточно тяжеловесны, часто сотрудники не понимают их необходимость и не принимают их. В итоге корпоративные порталы не используются, и руководителям приходится заставлять сотрудников работать в них.

Наша концепция корпоративного портала строится на построении единого информационного пространства с удобными и понятными пользователям социальными инструментами, к которым все мы привыкли, общаясь в социальных сетях в нерабочее время. "1С-Битрикс: Корпоративный портал" предполагает активное взаимодействие сотрудников между собой – они могут в режиме реального времени обмениваться информацией, комментариями, обсуждать новости, самоорганизовываться в рабочие группы и реализовывать свой потенциал.

Мы за здоровую атмосферу в компании, за то, чтобы сотрудникам было легко и комфортно работать, поэтому предпочитаем максимально использовать социализированные инструменты внутри компании. Наши продукты, возможно, больше ориентированы на сотрудника – ведь если люди в компании работают с удовольствием, то и эффективность их работы становится выше.

Максим Самойленко / CNews