Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Руслан Демидов: Делаем ставку на качество!

Компания iCore применила новый подход к покорению рынка, отталкиваясь от качества предоставляемых услуг, а не набора универсальных или специализированных практик. Шесть лет успешной работы подтверждают правильность выбранного курса. Генеральный директор Руслан Демидов рассказывает в интервью о своем отношении к новым трендам, а также об активности компании, не связанной непосредственно с ИТ.

CNews: Теперь перейдем от iCore к ИТ-рынку в целом. Давайте поговорим о главных трендах года: частные и публичные "облака", интернет-сервисы, виртуализация, BYOD и прочие модные термины. Способны ли эти инновации трансформировать рынок, либо лет через пять мы о них просто забудем?

Руслан Демидов: По своей структуре наш рынок заметно отличается от ИТ-рынков США или стран Евросоюза. Если там услуги занимают более половины рынка, то у нас только 20-25%. Основная причина этого – в преобладании инсорсинга ИТ-услуг у нас, и аутсорсинга – там. Ведь если добавить к внешним услугам внутренние затраты заказчиков на ИТ, а в основном это затраты на собственный ИТ-персонал, то мы увидим, что соотношение будет примерно то же, что и на Западе.

Стоит отметить, что определенное движение в сторону аутсорсинга появилось в России еще лет 10-15 назад, когда заказчики стали хотя бы отказываться от собственной разработки прикладного софта, и их предпочтения сместились в сторону заказных и тиражных приложений и внешних услуг по его внедрению и кастомизации.

Но, если не считать услуг техподдержки, то на этом, собственно, рынок внешних ИТ-услуг в России пока и заканчивается. Значимых объемов аутсорсинга эксплуатации ИТ-систем у нас в стране нет до сих пор.

Но вполне возможно, что ситуация изменится уже в ближайшие годы, и одним из катализаторов этого процесса в России станут облачные и интернет-сервисы. Как это, собственно, и происходит уже сейчас на Западе.


Руслан Демидов: В дальнейшем заказчики получат возможность, подписав SLA, получать необходимые им ИТ-услуги и сократить свои капитальные затраты на инфраструктуру, полностью переместив их в область операционных затрат

Как известно, в основе облачных технологий лежит сформулированный еще 50 лет назад "коммунальный" принцип оказания ИТ-услуг, заключающийся в консолидации всех необходимых для их предоставления данных, приложений и инфраструктуры в сети дата-центров и минимизации требований к рабочему месту.

При этом у заказчика появляется выбор – вкладываться в собственные дата-центры и необходимые приложения, либо их арендовать, переведя часть затрат на ИТ из инвестиционных в операционные.

И вполне может так случиться, что второе станет более привлекательным не только для малого и среднего бизнеса, но и для корпораций. Тем более, что с развитием облачных и интернет-сервисов рынок ИТ-услуг становится глобальным, и международные ИТ-сервис-провайдеры рано или поздно смогут и в России предложить очень интересные по соотношению цена/качество услуги. Хотя бы за счет своего масштаба и опыта.

CNews: То есть наиболее значимая трансформация затронет рынок услуг? А часть поставок железа и софта трансформируется в покупку услуг, и не обязательно локальных, российского "производства"?

Руслан Демидов: Совершенно верно. Более того, возникнут новые рыночные ниши, которые пока недооценены. Например, услуги дата-центров сейчас представляют из себя просто площадку с инфраструктурой. А в дальнейшем заказчики получат возможность, подписав SLA, получать необходимые им ИТ-услуги и сократить свои капитальные затраты на инфраструктуру, полностью переместив их в область операционных затрат.

Кроме того, появляются и новые возможности в ряде сфер, которые ранее к ИТ-рынку вообще отношения не имели. Мы, например, на стыке ИТ и ЖКХ выявили и выводим на рынок новую услугу. Это комплексная эксплуатация информационно-коммуникационной и инженерной инфраструктуры зданий делового назначения, в том числе системы автоматизации (BMS), видеонаблюдения, СКУД и т.п. Ведь в настоящее время обслуживанием занимаются в основном управляющие компании. Они, как правило, ограничиваются традиционными услугами ЖКХ. Но сейчас зачастую даже обычные офисные здания "напичканы" инженерными и ИКТ-системами, системами диспетчеризации. А если это, скажем, здание торговой площадки или современный медицинский центр со смарт-палатами и смарт-операционными? Чтобы все эти "навороты" давали отдачу, их нужно профессионально эксплуатировать, причем именно как единое целое, поскольку в современном здании они взаимоувязаны, как при проектировании, так и при эксплуатации. Пример из практики: если компания отказывается от ПК на рабочих местах и переходит, скажем, на технологии "тонкого клиента" или VDI, что дает снижение на порядок энергопотребления рабочих мест, то это необходимо учитывать как при проектировании, в частности, системы энергоснабжения, так и при эксплуатации. Меняется характер обслуживания рабочих мест: обслуживающего персонала на местах требуется меньше, а квалифицированного персонала в дата-центре - больше.

Возвращаясь к вопросу услуг дата-центров. Сейчас мы наблюдаем бурный рост объемов их строительства в России. То есть опять перекос в сторону "железа" и софта. Движение в сторону услуг только намечается. Если, например, я хочу отдать свою информационную систему внешнему провайдеру на полное обслуживание. Сколько мне будет это стоить? Сформированного рынка, который позволял бы без какого-то глубоко исследования получить четкий ответ, гарантировать определенное качество – к сожалению, нет. Пока нет.

CNews: Получается, вы сами формируете этот рынок?

Руслан Демидов: Да, в том числе. Мы сейчас работаем и с потенциальными заказчиками, и с владельцами дата-центров, для того чтобы качественно продвинуться в этом направлении.

CNews: Возвращаясь к вопросу трансформации ИТ-рынка в целом, его глобализации. Какие вызовы вы видите для себя, для компании?

Руслан Демидов: На фоне глобализации конкуренции в сфере ИТ-услуг ключевой задачей, определяющей конкурентоспособность отечественной ИТ-индустрии, станет необходимость повышения производительности труда и эффективная конкуренция за персонал.

Кроме того, провайдерам ИТ-услуг необходимо правильно позиционировать себя на рынке. Ведь такое преимущество внешних облачных ИТ-сервисов, как снижение затрат на ИТ, широко постулируемое сейчас как основное, в большинстве случаев просто не соответствует действительности. Выгода заключается в возможности гарантировано и за понятные деньги, зачастую весьма немаленькие, получать услуги соответствующего требованиям бизнеса уровня.


Руслан Демидов: Сформированного рынка, который позволял бы без какого-то глубоко исследования получить четкий ответ, гарантировать определенное качество – к сожалению, нет

Когда такая потребность в качественных, профессиональных ИТ-сервисах будет сформирована, появится и возможность для снижения дефицита квалифицированного персонала.

В отсутствие этого понимания, в отсутствие денег для того, чтобы привлечь специалистов, очевидно, они будут перетекать в те места, где условия труда лучше.

Это, кстати, касается не только персонала ИТ-сервис-провайдеров, но и ИТ-персонала на стороне заказчика.

Постепенно конкуренция за персонал превращается из локальной в глобальную. Может быть, для России это пока не так заметно, но, с учетом того дефицита кадров, который имеется сейчас практически везде, это на самом деле большая угроза.

Уже сейчас "пылесосом" выступают глобальные провайдеры массовых ИТ-сервисов. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить хотя бы предложение Цукерберга российским ИТ-специалистам переходить на работу в Facebook, причем не в российский офис, а в головную контору в Калифорнии, и переезжать туда с семьей на ПМЖ.

Повторюсь, при облачной (коммунальной) модели оказания услуг для провайдера открываются широкие возможности по оптимизации размещения персонала вне зависимости от места нахождения потребителя сервиса. А оптимальными с точки зрения эффективности размещения персонала являются регионы с высоким соотношением качества и стоимости жизни. Поэтому размещение персонала, скажем, в Калифорнии, наверное, эффективнее, чем в Москве, поскольку Москва находится на последних строчках рейтинга по соотношению стоимости и качества жизни, а Калифорния – на одном из первых. То есть персоналу можно платить столько же или даже меньше, чем в Москве, но при этом качество жизни сотрудников будет выше.

Если учесть, что и стоимость аренды международных каналов связи неуклонно снижается, то возникают все предпосылки, чтобы внешний глобальный сервис становился все более привлекательным по соотношению цена/качество.

Кстати, еще выше в рейтингах качества жизни находятся близкие к нам географически североевропейские страны. А базирующиеся там ИТ-сервис-провайдеры и вендоры традиционно ориентированы, в отличие от США, именно на корпоративный сектор…

CNews: То есть наши ИТ-профессионалы уедут туда?

Руслан Демидов: Ну, как минимум за них стоит побороться, ведь неиспользованные пока резервы у нас есть, и очень большие. Речь о производительности труда. В России она в 4-5 раз ниже чем, скажем, в США или Германии. В отраслевом разрезе она ниже не только в производственной сфере, на транспорте и в ЖКХ, что обусловлено высоким износом основных фондов. Она в разы ниже и в сфере услуг: в торговле, финансах, телекоме и, в том числе, и в ИТ. И, если верить McKinsey, основной причиной этого является неэффективная организация труда. То есть, по большому счету, все в наших собственных руках. Ведь что такое возможность повысить производительность труда на 50%? Это возможность повысить в полтора раза объем продаж, не прибегая к найму персонала вообще.


Руслан Демидов: При облачной модели оказания услуг для провайдера открываются широкие возможности по оптимизации размещения персонала вне зависимости от места нахождения потребителя сервиса

Кроме того, ведь и обратный процесс перетока иностранных специалистов к нам тоже существует. На примере тех же наших крупных заказчиков, очень часто экспаты или просто какие-то высококвалифицированные специалисты за очень хорошие деньги привлекаются для реализации проектов в России. Такому примеру можно только порадоваться, потому что это говорит о понимании того, что это важно, что это необходимо, о готовности вкладывать в это деньги для того, чтобы на выходе иметь минимум рисков и максимум качества.

CNews: А как у вас обстоят дела с привлечением таких "матерых зубров"?

Руслан Демидов: Матерые зубры все наперечет, и все они "при деле". К счастью, несколько наших российских зубров, не экспатов, прижилось и у нас. Кроме того, у нас есть опыт привлечения и иностранных специалистов в качестве консультантов и исполнителей на наши проекты. Это происходит в тех случаях, когда мы сталкиваемся с отсутствием необходимой экспертизы либо необходимого уровня опыта у нас в стране. Географически мы себя не ограничиваем и стремимся найти именно ту экспертизу, которая позволит обеспечить нам требуемое качество.