Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

РАМЭК и САФУ создают в вузе единую инфосреду

Объединение любых структур, и вузы не исключение, означает аналогичную процедуру для их информационных систем. В рамках программы развития Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) пережил не одну реорганизацию, и процесс продолжается. В создании единой ИТ-инфраструктуры постоянно укрупняющегося университета большую роль играют специалисты компании РАМЭК, которые уже осуществили ряд проектов, но впереди их еще больше.

В ноябре-декабре предстоит объединение контингента обучающихся по программам среднего профессионального образования и студентов филиалов университета, в первую очередь очень большого и значимого для САФУ филиала в Северодвинске. Сам этот филиал состоит из трех независимых ранее частей: Гуманитарного института бывшего Поморского государственного университета, Северодвинского технического колледжа и Института судостроения и морской техники (бывший СЕВМАШВТУЗ). "В каждом из этих структурных подразделений свои особенности, - комментирует Гильденбрант, - и нас вновь ждет работа по унификации процессов, но проходить она уже будет по отработанной технологии".

Этапы проекта

Логика жестко интегрированной системы управления учебным процессом заставляет очень ответственно подходить к начальным этапам внедрения, так как все данные и функциональность одних модулей потом используется в работе других.

Реальное объединение структурных подразделений САФУ происходило на фоне переноса данных в новую систему управления учебным процессом. Настройка и доработка функционала, связанного с управлением личными делами студентов и проведения приказов, а также перенос в систему огромного количества учебных планов, необходимых для правильной организации работы по учебному процессу, стали первым этапом масштабного внедрения.

Летом прошло внедрение модуля обеспечения приемной комиссии. Приемная кампания 2012 года была первой, когда прием в САФУ был организован на единой технологической платформе по единым правилам для всего университета, включая как прием в институты по программам высшего профессионального образования, так и в колледжи по программам среднего профессионального образования. При этом площадки приема заявлений располагались в Архангельске, Коряжме и Северодвинске, причем в последнем таких площадок было три.

Работала большая команда, состоявшая из специалистов приемной комиссии и ИТ-специалистов университета, аналитики и консультанты по внедрению интегратора РАМЭК, отвечавшего за развертывание, настройку, доработку, внедрение решения.

Сразу после окончания приема прошло внедрение модуля воинского учета, что было логичным продолжением проекта, поскольку теперь в единой системе хранились все личные дела первокурсников Подход и этапность внедрения оказался верными: сотрудники, обрабатывающие данные по воинскому учету, получили возможность работать с данными, собранными и сохраненными их коллегами в приемной комиссии, и поэтому смогли быстро и массово оформить необходимые документы для обучающихся.

Сейчас все институты САФУ работают в системе, то есть пройдена некая критическая для проекта точка. Каждый сотрудник понимает, что это его рабочий инструмент. Этому предшествовала огромная предварительная работа, когда на проекте работали аналитики, программисты, администраторы, проходило массовое обучение и освоение системы. Но теперь перед университетом стоит задача по расширению функционала.

Большие планы

Большую роль в автоматизации вуза играет и позиция руководителей учебного блока. Прекрасно понимая ценность и удобство ИТ-систем, они постоянно требуют быстрее внедрять тот или иной модуль. "Это непростая ситуация для тех, кто занят ИТ, - говорит Гильдебрант, - но она имеет перспективу в отличие от ситуаций пассивного отношения к внедрению. И я благодарен моим коллегам за заинтересованность в результате работы и жесткие планы".

До конца года вуз планирует совместно с РАМЭК закончить внедрение функциональности проведения сессии для всех институтов. Также будет осуществлено пилотное внедрение управления образовательным процессом по бально-рейтинговой технологии, а в следующем году эта практика распространится на все учебные подразделения. Ещё одна задача ближайших месяцев – окончание разработки системы получения статистической и аналитической информации об учебном процессе. В следующем году планируется подключить к общей системе функционал управления программами дополнительного образования и управление образовательным процессом в аспирантуре и докторантуре, причем в последнем случае это совершенно другой процесс, так что команде внедрения будет непросто, эти процессы объединяет задача эффективного управления нагрузкой на каждую кафедру и каждого преподавателя. Предстоит также решить непростые задачи управления помещениями, лабораторной базой, программным обеспечением и информационно-библиотечными ресурсами.

Результативное и качественное внедрение на предыдущих этапах сплотило людей в единую команду, которая готова решать самые серьезные задачи.

Василий Прозоровский / CNews