Спецпроекты

РАМЭК и САФУ создают в вузе единую инфосреду

Интеграция Инфраструктура Внедрения
Объединение любых структур, и вузы не исключение, означает аналогичную процедуру для их информационных систем. В рамках программы развития Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) пережил не одну реорганизацию, и процесс продолжается. В создании единой ИТ-инфраструктуры постоянно укрупняющегося университета большую роль играют специалисты компании РАМЭК, которые уже осуществили ряд проектов, но впереди их еще больше.

Стратегия развития САФУ зафиксирована в утвержденной правительством программе. Ее целевая модель предполагает, что университет должен стать драйвером развития региона. Для этого должен измениться облик вуза, содержание и принципы его деятельности. Серьезно реорганизуется научно-исследовательский процесс, меняется набор образовательных программ, вообще пакет услуг, реализуемых университетом, становится иным, меняется и система управления образовательным процессом.

Естественно, что без участия информационных технологий никакие изменения невозможны. По словам заместителя проректора по стратегическому развитию САФУ Александра Гильдебранта, никакие серьезные преобразования сегодня невозможны без информационных технологий." Они и среда работы, и инструмент реорганизации, и механизм сопровождения процесса развития, и инструмент проектирования будущего, - уверен он.

Роль ИТ в реализации программы

В университете давно используются системы дистанционного образования, а также накоплен опыт по реализации этих технологий для отдельных образовательных программам и дисциплин. Но чтоб изменить образ и суть университета, необходимо сделать электронную поддержку образовательного процесса массовой, а не точечной, как сейчас. В программе развития университета эта задача представлена такими показателями как "доля учебных модулей, оснащенных материалами, доступными в интернете" и "доля студентов, использующих средства дистанционного обучения". Повлиять на эти показатели возможно только при помощи системных инструментов. В этом качестве для стимулирования создания образовательного контента вуз использует конкурсы среди преподавателей на разработку учебных модулей.


Александр Гильдебрант, заместитель проректора по стратегическому развитию САФУ: Никакие серьезные преобразования сегодня невозможны без информационных технологий

А в качестве технологического инструмента в САФУ планируется использовать достаточно популярную среди вузов комбинацию решений: платформу дистанционного образования Sakai, интегрированную с системой управления образовательным процессом Tandem University. Решение позволит выстраивать структуру учебных модулей на платформе дистанционного образования в соответствии со структурой образовательных программ, определять списки обучающихся и преподавателей и их права доступа на основе данных системы управления образовательным процессом. "Процесс становится более управляемым, - утверждает Гильденбрант. - "Мы переходим от точечного опыта к массовому использованию новых технологий". Пока это следующий этап программы.

Объединение ИТ-систем

В двух университетах – Архангельском государственном техническом университете и Поморском государственном университете – существовали свои системы автоматизации управления учебным процессом. Это были вполне эффективные системы, отвечавшие задачам тех вузов. Но эти системы были выстроены под тот порядок организации работы, который был принят в каждом конкретном вузе. При этом схемы управления были различными. Они различались распределением полномочий и ответственности между учебными подразделениями и административными подразделениями. Даже порядок ведения личных дел студентов отличался: в АГТУ личные дела велись на факультетах, а в ПГУ в учебно-методическом управлении. Практика подготовки приказов по личному составу студентов была различной. Разные были и схемы обработки результатов сессии.

Летом - в начале осени 2012 было полностью закончено объединение баз контингента обучающихся по программам высшего профессионального образования двух этих университетов. Над регламентацией и унификацией процессов работает большая группа людей. Это аналитики управления информационно-коммуникационных технологий САФУ, специалисты других управлений: организации учебного процесса, правового, бухгалтерского учета. Активно участвуют и аналитики компании РАМЭК, которая проводит внедрение в САФУ системы управления образовательным процессом. Когда необходимо создать единую информационную среду для людей, которые привыкли жить по разным правилам, ценность людей, готовых проводить аналитическую работу и работу по регламентации, возрастает необыкновенно. И успех проекта во многом зависит от того, удалось ли собрать критическую массу таких специалистов.