Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Работа BI-системы зависит от мотивации сотрудников

В посткризисный период рынок BI в России претерпел значительные изменения. В первую очередь это выразилось в том, что системы этого класса перестали рассматриваться как неотъемлемая часть развитого бизнеса, к ним стали предъявляться жесткие требования по функциональности. Но на самом деле, BI – это лишь инструмент, которым должны пользоваться сотрудники.

По наблюдениям экспертов, в посткризисный период рынок BI-систем претерпел определенные изменения. Причем сказать, что финансовое проседание этого сектора было значительным, нельзя: по результатам 2009 года он вырос на 4,2% и достиг 9,3 млрд долл. Не изменился и состав мировых лидеров: SAP, Oracle, SAS Institute, IBM и Microsoft по прежнему занимают верхние строчки рейтингов. Изменения затронули саму суть BI-систем, поскольку значительные метаморфозы претерпели требования бизнес-заказчиков.

Изменения. Но какие?

В то же время рынок систем для бизнес-аналитики по-прежнему остается достаточно замкнутым, поскольку это достаточно сложная сфера, которая с усложнением бизнеса проще не становится. Учитывая, что сегодня представителям данного сектора приходится объяснять заказчикам, зачем им, собственно, терпеть издержки на внедрение системы и ее интеграцию с другими элементами ИТ-инфраструктуры, долго эта тенденция не продержится. Стандартная логическая цепочка "внедрил ERP – пора внедрять BI" сегодня работает плохо. Бюджеты все еще довольно ограничены, да и контроль за ними строг, а от системы требуют реальной функциональности и отдачи. Причем это зависит не только от того, какая система внедрена, поскольку она – лишь инструмент, который не гарантирует магического повышения эффективности бизнеса в момент завершения проекта. Ключевым элементом в достижении этой задачи являются кадры, люди, которые должны уметь и хотеть работать с этим инструментом.

Технологические тенденции

Если говорить о технологических тенденциях, то тут сектор тоже идет по пути усложнения: крупные игроки мигрируют с BI 1.0 на BI 2.0. В этой тенденции также можно увидеть отражение стремления зрелых пользователей к самостоятельности, поскольку в BI 1.0 она ограничена. Бизнес вынужден заказывать отчетность у ИТ-специалистов. Разумеется, такая опосредованная схема работы приводит к задержкам в получении аналитики и, соответственно, снижению ее актуальности. Решения класса BI 2.0 в этом смысле гораздо совершеннее: они позволяют выстраивать многомерные бизнес-модели, быстро формировать и получать аналитические отчеты.


Рынок систем для бизнес-аналитики по-прежнему остается достаточно замкнутым

Как уже было сказано, само наличие BI-системы не гарантирует роста результативности бизнеса. Все, кто работает с системой, должны ответить себе на несколько очень важных вопросов. Во-первых, насколько важна полученная информация. Во-вторых, для чего она используется. И, наконец, какую пользу из нее можно извлечь. Но сначала такую систему надо создать.

Как заставить систему BI работать?

Итак, задача BI-системы как инструмента заключается в объединении данных из различных источников и их переработки в полезную информацию, используемую для эффективного понимания бизнес-процессов и принятия обоснованных решений на стратегическом, тактическом и операционном уровнях. Примером таких программных комплексов могут служить решения Cognos от IBM, Business Intelligence Suite от Oracle, средства отчетности и анализа SQL-server (SSRS и SSAS) от Microsoft и др. Гибкость программного обеспечения, а также ориентирование на веб-технологии таких продуктов позволяет реализовать различные подходы к моделированию систем показателей.