Разделы

Цифровизация Инфраструктура

На пути к электронному городу: с чего начать?

Опыт больших городов показывает, насколько возрастает эффективность работы муниципальных и государственных учреждений, если они переходят к использованию соответствующих их задачам информационных технологий. Перспективные направления информатизации городов и конкретные технические решения обсуждались на межрегиональном семинаре "Электронный город будущего. Тиражирование программно-технических решений", организованном Управлением информатизации города Москвы, Международной ассамблеей столиц и крупных городов и CNews Conferences.

Каким образом будут передаваться данные между городскими системами, достаточно ли для их развития существующей сетевой инфраструктуры? Денис Кокшаров, руководитель направления инфраструктурных корпоративных проектов "ЭР-Телеком Холдинг", уверен, что да. На базе существующих волоконно-оптических сетей можно строить городские универсальные телекоммуникационные сети, которые обеспечат необходимую пропускную способность и будут соответствовать всем требованиям по безопасности, доступности и отказоустойчивости. Но в ряде регионов власти считают более выгодным не арендовать существующие сети, а строить свои, как, например, делается в Новосибирске, где на постройку ВОЛС администрация израсходовала 180 млн рублей.

Такие проекты, впрочем, окупаются. По словам Дениса Кокшарова, одна из управляющих компаний в сфере ЖКХ, работающая с нами, планирует окупить проект, включающий замену труб, установку датчиков электро- и водоснабжения и удаленный мониторинг из диспетчерского центра, всего за 6–8 месяцев. При этом затраты на эксплуатационное обслуживание планируется снизить в 3-4 раза.

Фокус на безопасности

Леонид Молчановский, главный архитектор бизнес-решений "Умный Город", "Системы навигации и безопасности" "Ситроникс", рассказал участникам семинара о развитии концепции "Умный город". При этом он держал фокус внимания на безопасности, обеспечение которой решается на трех направлениях: предотвращение аварийных и чрезвычайных ситуаций, общественная безопасность и безопасность на границе и транспорте.

"Обеспечение безопасности граждан ¬– это один из приоритетов развития для России, – подчеркнул он. – Первый этап уже пройден: камеры видеонаблюдения установлены повсеместно. Но их данные обрабатывают разные системы, которые в будущем должны быть интегрированы в единую сеть".

С точки зрения гражданина ключевым моментом жизни в городе будущего, по версии "Ситорникс", станет наличие у него Универсальной электронной карты (УЭК). Эта карта может быть одновременно средством идентификации гражданина, его водительскими правами, цифровым сертификатом для электронных средств коммуникации, банковской, медицинской картой и средством оплаты на транспорте. Органы власти, в свою очередь, получат надежное средство мониторинга деятельности населения, включая такие вопросы безопасности как контроль миграции, доступа на объекты инфраструктуры, контроль ввоза и вывоза опасных веществ и т.д. с детализацией полученных данных вплоть до конкретного человека.

Жизненный цикл

Каждый документ имеет свой активный жизненный цикл. Многие документы через несколько лет попадают в архивы и выпадают из баз данных информационных систем. Но это не значит, что они стали не нужны. По-прежнему в "Службу одного окна" приходят заявители с просьбой выдать тот или иной архивный документ, причем количество таких обращений год от года растет.

Технологии выдачи документов в большинстве архивов допотопные: получив заявку, сотрудник архива вручную ищет документ, делает с него копию и отправляет обратно в "Службу одного окна". Эти действия занимают до 90% времени, положенного на ответ заявителю. Случается, что по прошествии положенного времени гражданину сообщают об отсутствии документа в этом архиве и направляют в другой архив.

Михаил Тимофеев, директор департамента реализации комплексных программ корпорации "Элар", рассказал, что внедрение электронных архивов позволяет сократить время ответа заявителю до 3-6 секунд: "сотрудник службы одного окна сразу проверяет наличие документа в базе и говорит, есть он или нет. Но бумажные документы пока никто не отменял, поэтому заявителю приходится ждать положенное время, пока документ доставят".

Благодаря тому, что деятельность учреждений в области документооборота стандартизирована, архивные системы можно делать на основе модулей, из которых создается архив, отвечающий потребностям организации.

Два подхода к функционалу

Сергей Курьянов, директор по развитию компании DocsVision, обратил внимание слушателей на задачи, стоящие перед разработчиками ПО. Безусловно, автоматизация делопроизводства и документооборота востребована на всех уровнях госвласти, причем зачастую требуется и управление процессами. Но, например, малые муниципалитеты не имеют бюджетов и инфраструктуры для автоматизации документооборота. Для них Сергей Курьянов считает перспективным использование SaaS-решений.

Есть и еще одна проблема: специализированное ПО для делопроизводителей обладает избыточным функционалом, который 80% сотрудников никогда не будут использовать. Им для более комфортной и эффективной работы нужна "невидимая" система документооборота.

"Большинству сотрудников нужны простые инструменты, встроенные в знакомые приложения, – считает Сергей Курьянов. – Поэтому мы разработали клиент к MS Office и к MS Outlook, который встраивается в стандартный интерфейс. Сотрудник может считать, что он работает в обычном Word и сохраняет документы на своем компьютере, но в действительности этот документ попадает в централизованное хранилище".

Другой подход к облегчению работы сотрудников предлагает директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "Ай-Ти" Дмитрий Романов. Это – "единое рабочее место сотрудника", обеспечивающее доступ к данным из разных приложений через собственный единый интерфейс.

В своем выступлении Дмитрий Романов отметил еще одну серьезную проблему информатизации города будущего ¬– это устаревшие методы взаимодействия между различными учреждениями. "В 2002 году я сделал для презентации схему, которая актуальна до сих пор, – рассказал он участникам семинара. – На ней два учреждения, в каждом из которых люди работают за компьютерами, применяют современные системы электронного документооборота. Но между собой они общаются неправильно: они эти документы распечатывают и везут почтой или фельдъегерской связью с одной улицы на другую". Он отметил, что на ситуацию в первую очередь влияет отсутствие побудительных мотивов к изменениям и стремление к закрытости у чиновников. Достижение результата возможно только при административном давлении на исполнителей со стороны "заказчика проекта", в роли которого выступают городские и региональные руководители. В тех городах, где сильные руководители, ИТ-проекты в органах власти завершаются успешно.

Павел Притула / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Александр Головко, НПП "Гранит-Центр". Концепция типовой модели управления электронными госуслугами в городе будущего
Презентация Александр Загоруйко, Группа компаний "Системы и проекты". Типовые компоненты регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства и регионального сегмента инфраструктуры пространственных данных для управления градостроительством
Презентация Сергей Курьянов, DocsVision. Опыт внедрений в органах власти – что нужнее, жесткость регламентов или гибкость настроек?
Презентация Алексей Морозов, "Армада". Решение АРМАДЫ для крупных городов по переводу государственных услуг в электронный вид
Презентация Наталья Салтыкова, НВЦ "Интеграционные технологии". Концепция комплексной автоматизации управления городами и опыт практической реализации
Презентация Михаил Тимофеев, НПО ЭЛАР. Внедрение типового комплекса электронного архива в рамках создания регионального сегмента инфраструктуры "Электронного правительства"
Презентация Игорь Коваль, "АМТ Банк". О внедрении BPM в банке
Презентация Скачать все презентации (архив)