Разделы

Цифровизация Инфраструктура

На пути к электронному городу: с чего начать?

Опыт больших городов показывает, насколько возрастает эффективность работы муниципальных и государственных учреждений, если они переходят к использованию соответствующих их задачам информационных технологий. Перспективные направления информатизации городов и конкретные технические решения обсуждались на межрегиональном семинаре "Электронный город будущего. Тиражирование программно-технических решений", организованном Управлением информатизации города Москвы, Международной ассамблеей столиц и крупных городов и CNews Conferences.

Решения по созданию "электронного города будущего" предлагают многие поставщики, обладающие разным опытом и разными методиками информатизации органов муниципальной и государственной власти. Годы уходят только на то, чтобы подойти к верному решению. Следовательно, как считает Александр Головко, заместитель начальника отдела НПП "Гранит-Центр", необходимо на научной основе построить типовую модель управления электронными госуслугами в городе будущего: "должен быть единый стандарт на автоматизацию госуслуг, а для его разработки нужна модель. На сегодняшний день мы видим у поставщиков вместо единой модели различные конфигурации программно-технических средств, позволяющие так или иначе решать поставленные задачи". На семинаре г-н Головко представил концепцию единой модели, предназначенную для применения системного подхода к управлению деятельностью при оказании госуслуг.

То, что научный подход к информатизации власти продиктован самой жизнью, показал заместитель генерального директора по научной работе ГК "Системы и проекты" Александр Загоруйко: "Необходимо переходить от обсуждения типовых решений к типовым требованиям. Если мы сосредоточиваем внимание на типовых решениях, то появляется возможность лоббировать заранее готовые решения и их поставщиков. Более правильно ставить во главу угла интероперабельность систем и типовые требования к решениям".

Типичная ситуация

Электронный город будущего должен быть комфортным для его жителей и гостей. Пока же сохраняется ситуация, когда граждане, обращаясь в государственные и муниципальные органы, вынуждены сами носить между учреждениями оригиналы документов, стоять в очередях, тратить на это рабочее время или брать отгулы. Алексей Морозов, аналитик департамента по региональной автоматизации госслужбы "Армада", обрисовал типичную ситуацию в области оказания государственных услуг. В настоящее время она характеризуется такими особенностями, как непроработанная нормативно-правовая база, отсутствие регламентов и централизованного хранилища данных, использование устаревших технологий в существующих информационных системах, а также сложность доступа к ведомственным информационным системам и ресурсам.

Причем сложилась ситуация, когда у одних организаций есть свои системы и базы данных, у других пока нет, но они работают в этом направлении, а третьи считают, что им информатизация в принципе не нужна.

Органы исполнительной власти, связанные с оказанием госуслуг, логично объединить единой сетью, создав электронное правительство. Алексей Морозов считает, что при разработке структуры электронного правительства нужно исходить из требований массового охвата населения. Следовательно, задействуется несколько каналов коммуникации: интернет (региональный портал госуслуг), очное обслуживание ("Служба одного окна") и контакт-центр, работающий с обращениями граждан по телефону, e-mail, SMS и т.д.

Интересы бизнеса

Сергей Прохоров, руководитель направления "Электронное правительство" компании "Мега-НН", рассмотрел вопрос создания электронного правительства с точки зрения требований бизнеса. Созданием электронных правительств занимаются подрядчики - коммерческие организации, и проводимые ими проекты должны отвечать обычным для "внедренческих" проектов бизнес-требованиям, как то тиражируемость решения, быстрый эффект от внедрения для заказчика, окупаемость затрат.

Системным интеграторам известны пути решения этих задач, один из которых заключается в создании модульной структуры электронного правительства. Информатизацию транспортной системы, ЖКХ, систем образования, здравоохранения, социальной сферы можно проводить по отдельности, включая их в структуру электронного правительства как самостоятельный блок. "Это – элементы, которые позволяют выполнять задачи и в то же время способны работать вместе, - комментирует Сергей Прохоров. – Завершив автоматизацию одного из блоков, муниципалитет получает результат на этом участке, не дожидаясь окончания всего проекта".

С точки зрения Натальи Салтыковой, руководителя проектов НВЦ "Интеграционные технологии", комплексная автоматизация управления городом в виде систем учета, геоинформационных систем, систем безопасности, автоматизированных бизнес процессов должна отвечать целям развития города: "Когда город достигает определенного уровня информатизации, когда у него есть учет и есть системы ГИС, позволяющие видеть, где и что расположено, возникают вопросы: сколько город может со своей земли получить прибыли, сколько принесут инвестиционные проекты на конкретных участках муниципальной земли".

Следовательно, необходимы системы управления развитием территории города, которые позволяют не только контролировать работу в различных разрезах, но и выдавать показатели развития и, главное, прогнозировать развитие. Эта задача решается интеграцией информационных потоков с использованием единого городского хранилища данных, созданием математического аппарата прогнозирования и взаимодействием с ГИС-системами.