Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Маркет

Microsoft: В России строят собственные ИТ-империи

Павел Егорихин — менеджер по маркетингу облачных продуктов Microsoft. Работая в подразделении Servers and Tools, Павел отвечает за облачные инфраструктурные решения Microsoft, включая Windows Azure и SQL Azure. В настоящее время Павел занимается маркетинговым продвижением облачных технологий в рамках компании Cloud Power, а также осуществляет текущее взаимодействие с российскими партнерами Microsoft.

CNews: Насколько российские подходы к внедрению облачных вычислений отличаются от зарубежных, по вашим наблюдениям?

Павел Егорихин: Начнем с того, в каких компаниях различия в применении "облаков" в России и за рубежом проявляются наиболее ярко? Конечно же, речь идет о стартапах и онлайн-бизнесах. Посмотрите, сколько таких связанных с интернетом компаний появилось в последнее время в Европе и в США. Регулярно создаются новые сайты и новые бизнесы, которые находят способ монетизироваться. В числе компаний, которые уже завоевали доверие, можно назвать Netflix, тот же Amazon. Эти суперинновационные, сверхмодные, молодые стартапы показывают пример и дают некоторый опыт. За ними подтягивается остальная индустрия. В России такого не наблюдается. У нас нет "локомотива", подобного тому, который есть в Европе и в США. Отсутствие этого "локомотива" как раз и определяет картину рынка.


Павел Егорихин: Российский корпоративный сектор может стать флагманом в использовании "облаков"

В России и проникновение широкополосного интернета хуже, и в среднем квалификация пользователей интернета ниже. В США и Европе каждая бабушка уже пользуется интернетом, а у нас не все еще и знают, что это такое.

CNews: Если оставить в стороне инновационные стартапы, которых у нас мало, то в чем проявляется специфика отношения российских компаний к облачным вычислениям?

Павел Егорихин: Если мы говорим о корпоративных заказчиках, то в России есть тенденция строить собственные ИТ-империи. Мечта каждого российского ИТ-директора – построить свой дата-центр. В Европе такого нет, там основная задача ИТ-директора – соответствовать требованиям бизнеса и как можно дольше сохранить рабочее место. Построение собственного дата-центра этому далеко не всегда способствует, и собственный дата-центр не всегда позволяет повысить качество сервисов. Здесь же я упомянул бы недостаточную динамичность российского бизнеса. Если мы возьмем "топ-100" российского бизнеса, то на протяжении последних 10 лет его участники изменились не очень сильно, а уж "топ-10" не меняется и вовсе. На американском рынке бизнес гораздо динамичнее, и, соответственно, инфраструктура в основе этого бизнеса должна быть такой же динамичной, должна так же быстро отвечать этим требованиям.

В Америке очень часты слияния и поглощения, и поскольку компании часто продаются, они должны иметь инфраструктуру, которая легко адаптируется под другие структуры. Как только в России рынок станет таким же динамичным, инфраструктура мгновенно подтянется.

Но с другой стороны, именно российский корпоративный сектор может стать флагманом в использовании "облаков". Крупные компании построят свои дата-центры и переведут их на технологии частного "облака" – это совершенно реалистичный сценарий. А отсюда естественным образом возникнет вопрос инвестиций в непрофильные активы: зачем компании из банковской сферы или медиа-бизнеса держать у себя на балансе чрезвычайно дорогой по стоимости и по обслуживанию дата-центр? После чего дата-центры и сервисы либо начнут переводить на аутсорсинг и перестанут их развивать, либо будут их продавать и передавать кому-нибудь в обслуживание.

CNews: А смогут ли компании сделать из своих дата-центров новые центры генерации прибыли?

Павел Егорихин: То есть, превратиться в новые amazon'ы? Это удастся только единицам. Я говорю о компаниях, для которых ИТ и связь не являются профильным бизнесом. Тем не менее, такой сценарий может сработать в медицине. Предположим, у нашего Минздравсоцразвития есть отличный дата-центр. На его основе они могут начать предоставлять услуги региональным центрам здравоохранения, а также больницам - государственным, частным и т.п. Вот это хороший пример, когда организация сможет сохранить свое "облако" и развить на его основе community cloud. Но это возможно не во всех отраслях, а лишь в тех, которые глубоко интегрированы. Другой хороший пример здесь – энергетика. То есть, отраслевые "облака" вообще возможны, но их будет мало.

Что касается компаний среднего масштаба, у которых есть собственный ЦОД, - то здесь эффект масштаба будет играть против них. Построение каждой новой ИТ-империи обходится очень дорого. А продавать виртуальные машины миллионами и миллиардами в рамках целой планеты – это, напротив, дешево. Именно в этом экономический смысл глобальных провайдеров облачных услуг. Нам и электроэнергия дешевле обходится, мы строим дата-центры в правильных местах, в которых можем экономить на охлаждении или электроэнергии. Мы, в силу своих масштабов, сильно экономим на контрактах с поставщиками оборудования.

CNews: А как решать проблему нехватки квалифицированных специалистов в этой области?

Павел Егорихин: В первую очередь, должно быть желание учиться, некоторая внутренняя потребность, ощущение внутреннего дискомфорта, несоответствия своих знаний своей роли. Во-вторых, как говорят в Microsoft, 80% обучения происходит на работе, и только 20% – это внешнее обучение.

Когда мы готовились к рекламной кампании Cloud Power, мы провели исследование совместно с Gartner и Market Visio на тему того, как люди отреагируют на те сообщения, которые мы хотим донести. Мы провели около 20 интервью с крупнейшими CIO в России. Часто они попросту не верили в то, что "облако" дешевле. Еще до того, как выслушать доказательства, люди уже уверены в том, что облачные вычисления не могут быть дешевле.

CNews: Как вы оцениваете динамику внедрения облачных вычислений по сегментам: IaaS, PaaS, SaaS?

Павел Егорихин: Если говорить об опубликованных примерах внедрений, то их уже много у всех крупнейших вендоров, в том числе, и у нас. Кроме того, у нас уже имеется около 30 тысяч подписок на ПО для частного "облака".

Я считаю, что будущее "облака" именно в PaaS, а SaaS станет нишей готовых приложений на платформе PaaS. IaaS, конечно же, останется, но будущее в большей степени связано именно с PaaS. Давайте посмотрим на долю стандартного программного обеспечения, которое используют компании. Есть тиражируемое программное обеспечение, но есть и нестандартное программное обеспечение, разрабатываемое самостоятельно или по заказу. В России доля такого нестандартного программного обеспечения пока не очень высока – в основном пользуются стандартными продуктами. Как раз это и обуславливает слабость рынка ISV: у нас очень мало независимых разработчиков программного обеспечения.

Напротив, в США традиционно меньше используют стандартные решения. Скорее всего, и в России доля нестандартного программного обеспечения будет расти, поскольку нестандартные конфигурации позволят компаниям создавать и наращивать конкурентное преимущество и дифференциацию. Спрос на услуги PaaS будет расти, потому что это удобный и легкий способ разработки и размещения программного обеспечения.

CNews: Какие методики лучше применять для оценки отдачи от инвестиций в "облака"?

Павел Егорихин: Я бы хотел оспорить сам факт инвестиций в "облака". Что мы подразумеваем под инвестицией в "облака"? Если мы говорим, что "облако" – это некие стандартные ресурсы, то инвестиции там связаны со стандартизацией этих ресурсов. В модель потребления вы не инвестируете. Если вам для размещения приложения внутри компании нужна сотня виртуальных машин, то стоит вопрос выбора лучшего размещения для этой сотни виртуальных машин, где их размещать: в собственном центре обработки данных или где-то снаружи? О каких здесь инвестициях вообще может идти речь?

CNews: С какими еще препятствиями вы сталкиваетесь при продвижении облачных вычислений?

Павел Егорихин: Стоит назвать недостаток практики. Все-таки люди редко стремятся быть пионерами в какой-то новой технологии, и наша экономическая экосистема не всегда подталкивает их к этим инновациям, к сожалению. В США, если компании видят какую-нибудь новую технологию, позволяющую сократить затраты на 1% или увеличить маржу на 10%, то они рискуют и внедряют ее. Получится или не получится – это отдельный вопрос, но сама культура инноваций в США гораздо более привита. У нас мало такого рода пионеров, мало компаний, которые действительно видят необходимость избавления от собственной инфраструктуры. Хотя и такие тоже появляются. Недавно мне доводилось общаться с ИТ-директором одной из финансовых компаний, которому лишь два фактора мешают перейти на "облако": отсутствие сертифицированного по стандарту TIER 3 поставщика услуг ЦОД и необходимость самостоятельного обслуживания как минимум одного собственного сервера для установки на нем Microsoft System Center.

CNews: Как вы можете охарактеризовать структуру и потенциал спроса на ваши облачные сервисы со стороны российских заказчиков?

Павел Егорихин: Главным приоритетом для нас сейчас является частное "облако". Оно наиболее понятно людям, требует минимум затрат при внедрении. Но вместе с тем, это новый способ управления дата-центром, новый способ предоставления услуг. Как правило, все продукты, которые необходимы для создания частного "облака", у заказчика уже есть: это все те же Windows Server и System Center. Поэтому спрос на построение частного "облака" велик, люди действительно интересуются, и мы наблюдаем большое количество миграций с конкурирующих продуктов на наши, в том числе, и в России.

Следующим шагом после частного "облака" будет "облако" хостера. Сейчас оно сдерживается в силу досадной нехватки предложений на рынке. Мы уже сейчас регулярно получаем коммерческие запросы. Например, у компании терминальная ферма, тысяча тонких клиентов и, соответственно, полторы сотни серверов, которые обслуживают эти терминальные клиенты. Компания не хочет обслуживать эти полторы сотни серверов самостоятельно и хочет передать их специализированному поставщику. Получив такой запрос, мы обращаемся к нашим российским партнерам и спрашиваем, готовы ли они взяться за проект. Если их условия удовлетворяют заказчика, то все в порядке, однако бывают ситуации, когда заказчик предъявляет специальные требования по сертификации. Например, TIER 3 или хотя бы по ISO 9000, которые российский облачный провайдер не всегда может удовлетворить... Кроме того, в некоторых случаях ИТ-компетенция российских компаний оказывается выше, чем компетенция российских провайдеров облачных услуг. Однако в последние год-полтора рынок начал становиться более профессиональным.

CNews: В чем заключается ваша облачная стратегия на ближайшее время?

Павел Егорихин: Как сегодня, так и в будущем наша стратегия в "облаке" – это предоставление клиенту максимальной гибкости по выбору способа размещения и потребления ИТ-услуг для его организации. Мы будем стремиться обеспечивать максимальную гибкость, потому что это конкурентное отличие Microsoft. Мы единственные, кто вообще обладает такой возможностью, потому что у нас есть полный спектр продуктов. Нашей стратегией будет предоставление возможности строить облако, строить инфраструктуру, размещать приложения в этой инфраструктуре именно в той модели и в том гибридном наборе, который необходим компании.