Разделы

Цифровизация Инфраструктура Маркет

Лев Николау: Опыт внедрений облачных решений необходимо обобщать и распространять

На вопросы CNews ответили Лев Николау, управляющий партнер компании "Астерос Консалтинг" и Инна Миронова, руководитель практики Microsoft "Астерос Консалтинг".

CNews: На сегодняшний день тема "облаков" является одной из самых обсуждаемых. С чем, по вашему мнению, связан рост интереса бизнеса к этой технологии?

Лев Николау: На мой взгляд, "облака" – это новый подход к генерации выручки крупнейших производителей программного обеспечения в мире. Сложившаяся на рынке лицензионная политика не позволяет крупным вендорам расти так, как они росли последние 10-20 лет. Основные заказчики в мире (мы говорим не про Россию) уже закупили основное количество лицензий, а вендоры не успевают создавать новые продукты и решения подобные крупным ERP и CRM-системам.

Лев Николау: "Облака" – это новый подход к генерации выручки крупнейших производителей программного обеспечения в мире

Вендоры в поиске новых путей развития обратили внимание на сегмент ИТ-услуг. Продажа ПО как услуги – идея не новая. Но крупные корпорации, производители ПО, сравнительно недавно осознали, как этот подход должен повлиять на оценку стоимости их бизнесов. Важным фактором, влияющим на продвижение "облаков", здесь является утилизация серверного оборудования в центрах обработки данных. Дело в том, что инфраструктурные решения, с одной стороны, становятся все дешевле, а с другой – потребность заказчиков в объемах вычислительной техники постоянно растет. Ведь объемы обрабатываемых в мире данных удваиваются каждые 1,5 года, и компании постоянно инвестируют в развитие серверного парка.

В связи с этим у заказчиков возникают вопросы развития и повышения эффективности. Например, как утилизировать этот парк серверов так, чтобы он работал наиболее эффективно? Сегодня утилизация мощностей, по разным данным, составляет от 40% до 60%. Компаниям не хватает гибкости в управлении мощностями. "Облака" могут помочь бизнесу в повышении эффективности использования оборудования.

CNews: Готов ли рынок к переходу на облачные технологии?

Лев Николау: На рынке произошел экономический разрыв. Предыдущая бизнес-модель перестает работать, а новая еще не развита. По сути, облачными технологиями мы пользуемся давно – это и сетевые игры, и электронная почта, например. Сегодня для производителей программного обеспечения настало время более детально разобраться в этой бизнес-модели. У вендоров нет окончательной ясности ни в ценовой, ни в лицензионной политиках, ни точного понимания, как в действительности будет работать облачная модель бизнеса. Чтобы ясность появилась, необходим опыт реализации масштабных облачных решений, который еще только копится на Западе и в России.

В мире идет коллективное осмысление тенденции. Вендоры предлагают разные подходы формирования новой модели, которая движется по пути от продуктовой к сервисной. В бизнесе этого ждут давно. Топ-менеджеры не желают разбираться в том, как устроен компьютер или как работают приложения. Они просто хотят нажимать на кнопки и получать достоверный необходимый результат, а это уже ИТ-услуга.

CNews: Компании какого уровня бизнеса рассматривают облачную инфраструктуру и почему?

Лев Николау: В период становления рынка облачных вычислений будут происходить всплески активности, появятся отдельные компании или руководители, готовые попробовать новые решения. Опыт таких внедрений необходимо обобщать и распространять. На создание спроса уйдет не менее 2 лет, и за это время ИТ-интеграторы должны научиться предоставлять настоящий "облачный" сервис, а заказчики – определиться, какие бизнес-приложения могут и должны оказаться в "облаках".

Для менеджеров переход в "облака" – сложное управленческое решение. Бизнес уже инвестировал в лицензии и не понимает, как новый подход повлияет на планируемый ранее возврат инвестиций. Компаниям необходимо, с одной стороны, оправдать свои затраты, а с другой – действовать в русле современных мировых тенденций. Стремясь к инновациям, некоторые компании будут внедрять новые технологии, и важно, чтобы эти внедрения были успешными. Именно такой проект и реализован нашей компанией в "Ростра". В ближайшие годы подобных проектов будет много, и наша задача – накопить экспертизу, научиться сервисной культуре, построить у себя компетенции всех уровней, чтобы поставить на поток оказание клиенту необходимых сервисов и услуг.

Какие компании первыми начнут внедрять у себя "облака"? Это будут предпринимательские и динамичные организации, где легче достучаться до руководителя. В первую очередь, это компании, которые сами предоставляют сервис. Можно предположить, что именно они лучше других понимают, какие услуги им необходимы и как ими пользоваться.