Спецпроекты

Игорь Никифоров: Социальная полезность - новый критерий качества проектов

Бизнес Интеграция Инфраструктура
Комплексные проекты, включающие в себя широкий спектр технологий, сегодня часто подвергаются еще одному испытанию на качество – общественным слушаниям. Как пройти через это "чистилище" и какие еще изменения ожидают ИКТ-рынок, в интервью CNews рассказал Игорь Никифоров, генеральный директор компании ВСС.

В рамках мероприятий по реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте мы приняли активное участие в создании пилотного Центра безопасности функционального филиала РЖД — Дирекции железнодорожных вокзалов. В частности, в рамках этого проекта были развернуты система видеонаблюдения и видеоаналитики, подсистема информационной безопасности, система удаленного беспроводного доступа и безопасной консоли руководителя, а также полномасштабное решение объектовой системы безопасности. Возможности Центра были успешно продемонстрированы руководству РЖД и силовых ведомств.

CNews: Какие еще значимые проекты федерального масштаба были выполнены в последние годы?

Игорь Никифоров: С точки зрения социальной значимости хотелось бы отметить комплекс проектов, выполняемых для ФГУП "Почта России".

Сама "Почта России" сегодня серьезно меняется, и те стратегические шаги, которые сделаны за последние годы, вызывают оптимизм. Есть надежда, что наша Почта будет соответствовать мировым стандартам. Сформирован комплекс инновационных идей о ее переоснащении, о том, как лучше это сделать. Это тем более важно потому, что Почта во многих случаях является единственной сигнальной системой государства, через которую осуществляется взаимодействие с населением. В глуши почтовое отделение нередко становится единственным представителем администрации.

С одной стороны, ведется большая работа по переоснащению отделений почтовой связи, число которых – 42 тыс. – на данный момент больше, чем отделений у "Сбербанка". Создается прототип почтового отделения будущего, который наглядно продемонстрирует, что можно сделать благодаря современным технологиям. Также ведутся работы по созданию нового сервисного интернет-портала, прототип которого был нами продемонстрирован на международном форуме "Почтовая тройка 2011".

С другой стороны, рассматриваются различные инфраструктурные проекты. Это и создание оснащенных по последнему слову техники автоматизированных почтовых центров, и создание единой корпоративной мультисервисной сети, и многие другие аспекты.

CNews: Каков ваш прогноз на ближайшие два-три года? Какие технологии и подходы, по вашему мнению, станут бестселлерами в недалеком будущем?

Игорь Никифоров: Все-таки два-три года - это не такой большой период. И мы не предполагаем какого-то технологического взрыва, мы не делаем на него ставку. В принципе тот набор, который мы называем ИКТ и инжиниринг, будет эволюционно развиваться без каких-либо резких скачков.

На что мы ориентируемся в своих действиях? Безусловно, ИКТ и сфера инжиниринга - это часть базовой инфраструктуры страны, которая сейчас требует модернизации. И она будет осуществляться, вне зависимости от экономических условий. Это, во-первых. Во-вторых, мы предполагаем, что социальное освещение проектов и потребность в наличии понятной социальной функции любого проекта будут возрастать. То есть мы должны сфокусироваться на том, чтобы приносить людям пользу, чтобы преобладал некий рационалистический подход – очевидно нужный продукт хорошего качества за разумные деньги.

Вообще, в более рациональной организации жизни скрыт огромный резерв повышения производительности труда и качества жизни в стране в целом. Сейчас при очень высокой стоимости жизни, особенно в крупных городах, ее качество, согласно международным рейтингам, находится на уровне отсталых стран Африки. Тоже самое относится и к производительности труда, конкурентоспособности нашей экономики на мировой арене.

Но эту ситуацию можно радикальным образом улучшить, причем не прибегая ни к каким революционным изменениям.

Например, каждый рабочий день миллионы людей тратят по 2-3-4-5 часов на стояние в московских пробках для того, чтобы собраться на маленьком "офисном пятачке" в центре, составляющем 6% от площади Москвы. Даже если всего 15-20% этих людей перевести на режим "home office", а современные ИКТ позволяют это сделать без какого либо ущерба для производительности труда, пробки в Москве исчезнут.

Еще пример: школа. Располагая всем спектром современных технологий, школы до сих пор используют методики обучения, уходящие корнями даже не в прошлый, а в позапрошлый век. Но переведите хотя бы 10-15% учащихся школ (тех, кого возят в школу через всю Москву) на дистанционное обучение, и сравните результат с "очниками". Что-то мне подсказывает, что у "заочников" результат будет как минимум не хуже. Я уж не говорю о снижении трафика на дорогах города. И если вы думаете, что это снижение будет незаметно, то рекомендую вспомнить ситуацию на дорогах в феврале этого года, когда из-за эпидемии гриппа был введен карантин в школах и детских садах. Пробки на дорогах практически исчезли.

И такие примеры можно приводить десятками, если не сотнями.

Еще раз повторюсь – в более рациональной организации жизни скрыт огромный модернизационный резерв, и, так или иначе, но он будет реализован.

Вот тренд, которому мы готовимся соответствовать, предлагая рациональные социально-востребованные решения.

Сергей Филимонов / CNews