Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Игорь Никифоров: Социальная полезность - новый критерий качества проектов

Комплексные проекты, включающие в себя широкий спектр технологий, сегодня часто подвергаются еще одному испытанию на качество – общественным слушаниям. Как пройти через это "чистилище" и какие еще изменения ожидают ИКТ-рынок, в интервью CNews рассказал Игорь Никифоров, генеральный директор компании ВСС.

CNews: Какие тенденции на российском ИТ-рынке наблюдаются сегодня? Что хочет от вас клиент?

Игорь Никифоров: В целом рынок не изменился в лучшую сторону. Он не стал более прибыльным или менее рискованным. Конкурентная борьба по-прежнему очень жесткая, правила игры достаточно сложные. И, к сожалению, нередко мы видим конкуренцию в ее "диком" воплощении. В частности, поэтому мы недавно поддержали "Этическую хартию руководителей ИТ-компаний", учрежденную АПКИТ, которая устанавливает основные положения о защите прав на интеллектуальную собственность, о добросовестной конкуренции, о взаимоотношении компаний.

Понятно, что присоединение и соблюдение принципов этой хартии - дело добровольное, но с нашей точки зрения важно, что такой документ существует и его поддерживают крупнейшие игроки отечественного рынка, в том числе международные вендоры. Конечно, от идеала наш рынок еще далек, но само существование таких целей уже достаточно важно, это еще один стимул меняться к лучшему.

Какие изменения мы можем наблюдать? Сейчас принципиально по-другому организуется система обсуждения проектов. Работая на рынке комплексных проектов, которые зачастую выходят за рамки ИКТ, вторгаясь не только в сферу инжиниринга, но и строительных работ, мы столкнулись с доселе нетрадиционной в сфере ИКТ формой. Это общественные слушания. Могу сказать, что проверка такого рода - это настоящее чистилище для любого проекта. Приходят самые разные люди, ведется предельно открытая и активная дискуссия, ее транслируют в интернете и по ТВ. И понятие качества проекта здесь совершенно другое. Традиционно в ИКТ и других инженерных областях качество трактуется как соответствие результата работ техническому заданию. Продукт соответствует ТЗ? – Значит, качественный. Но такой "механистический" подход при общественных слушаниях уже не проходит. Сразу возникают вопросы: а кто готовил это ТЗ, почему оно именно такое, по какой причине сделано именно так? И в любом случае проект оценивается на некую социальную полезность. А возможности манипулирования информацией, ее сокрытия значительно сокращаются, поскольку есть множество неформализованных каналов общения: интернет, социальные сети, форумы и т.д.

Мы предполагаем, что такой подход будет и дальше развиваться. Значит, нужно добиваться качества проектов не в узком смысле поставленной задачи, а в широком – оценивая то, какую социальную пользу они приносят. Потому что если проект бесполезный для людей или даже вредный, то никакими усилиями его уже не представить как качественный и эффективный.

CNews: Как вы готовите проект, который должен проходить общественные слушания?

Игорь Никифоров: Как говорят, для того чтобы добиться качества не достаточно просто провести процедуру проверки в конце, это процесс долгий. Мы заведомо, с самого начала проекта, должны учесть особые требования: к прозрачности, ориентированности на конечного потребителя, к общей социальной полезности. Если считаться с ними, практика показывает, что слушания проходят успешно. Также для слушаний проводятся различные экспертизы у независимых ассоциаций и экспертов.

Мы вообще стараемся быть более открытыми - недавно изменили дизайн нашего сайта. Главной целью здесь было обеспечить максимально простой и удобный доступ к размещенной информации. Более того, теперь там присутствуют блоги руководства компании, в частности, мой.

CNews: Расскажите о наиболее значимых проектах, выполненных ВСС в последнее время. В чем заключались их особенности?

Игорь Никифоров: Наша специфика – это реализация действительно комплексных проектов "под ключ", имеющих в своем составе не только ИКТ, но и весь необходимый спектр инженерных систем.

Это сложно и затратно, но мы не ограничиваемся простым выполнение договора, что называется "от сих до сих" по уже готовому ТЗ, а беремся за сложную взаимоувязку уже готовых и разрабатываемых систем. Мы стараемся мыслить категориями стратегического развития наших заказчиков. Часто участвуем в разработке их концептуальных документов. Ведя параллельные договора, стараемся учесть и развить их взаимосвязь, предвидеть перспективу развития направления или даже совокупности направлений в целом. Набор компетенций для реализации таких задач требуется поистине широчайший. Обычной для нас является ситуация, когда в одном проекте присутствуют как общестроительные работы, (например, заливка бетона), так и высокотехнологичные наукоемкие (например, создание централизованной системы дистанционного обучения обслуживающего персонала). Требования к нашим руководителям проектов существенно выше среднерыночных и постоянно растут.

В этом плане характерен недавно завершенный проект создания инженерных, телекоммуникационных и ИТ-систем на комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. В рамках данного проекта BCC выполнила работы по проектированию и монтажу инженерных систем автодорожного тоннеля под судопропускным сооружением С-1, системы предупреждения об угрозе наводнений (СПУН), системы визуализации в Центральном диспетчерском пункте, а также видеонаблюдения и передачи данных на всем объекте. Наряду с большим масштабом, сжатыми сроками и высокой социальной значимостью этого проекта, его уникальная особенность состояла в необходимости иерархической и горизонтальной интеграции всех вводимых ИКТ и инженерных систем, общее количество которых превышает 50. Успешная реализация поставленной задачи обеспечивает требуемый уровень безопасности, позволяя при этом разумно оптимизировать эксплуатационные затраты. По глубине интеграции систем, их спектру и уровню требований к безопасности проект, наверное, не имеет себе равных не только в России, но и в Европе.

Если говорить вообще об объектах транспорта – а это, пожалуй, одна из основных "болевых точек" инфраструктуры в нашей стране – то в глубокой интеграции ИКТ и инженерных систем скрыты значительные резервы увеличения пропускной способности наших магистралей.

Так, например, широко обсуждаемая сейчас тема – пункты весового контроля грузового транспорта на дорогах. Как грамотно организовать весовой контроль, не парализовав при этом движение? Как снизить коррупционную емкость этой процедуры? На наш взгляд, выход – в создании централизованной системы управления весовым контролем, с широким использованием инновационных элементов – систем бесконтактного контроля, и дорожных знаков с изменяемой информацией.

CNews: Продолжим тему объектов транспортной инфраструктуры. Расскажите, пожалуйста, про пилотный проект обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

Игорь Никифоров: Железные дороги – это важнейший элемент социальной инфраструктуры страны. Обеспечению безопасности на объектах железнодорожного транспорта уделяется сейчас повышенное внимание, в том числе со стороны первых лиц государства. Существенную роль в решении этой задачи играет вопрос создания интеллектуальной системы безопасности на транспорте.