Разделы

Интернет Цифровизация Инфраструктура E-commerce

"Газпромбанк": Для созревания облачной концепции в России потребуется 3-5 лет

По словам вице-президента "Газпромбанка" по ИТ Алексея Широких, облачные вычисления принимаются во внимание при разработке новой ИТ-стратегии банка, однако в настоящее время публичные "облака" еще не воспринимаются как достаточно зрелый технологический подход, причем в российских условиях эта незрелость проявляется в большей степени не столько в технологиях, сколько в нехватке зрелости ИТ-культуры и несовершенстве законодательства. В то же время технологии приватного "облака" готовы к промышленной эксплуатации уже сейчас, и "Газпромбанк" уже проводит соответствующие работы в этом направлении.

CNews: Для вас облачные вычисления сейчас — это уже реальные проекты, либо в большей степени перспективы на будущее?

Алексей Широких: Мы сейчас анализируем ряд приложений, которые, с нашей точки зрения, могут быть переведены в "облако". Среди информационных систем, которые сегодня имеются в банке, можно выделить три основных направления: банковские информационные технологии, корпоративные информационные технологии и инфраструктура. В области инфраструктурных решений работы, связанные с виртуализацией, у нас идут полным ходом, осуществляются достаточно серьезные вложения в построение виртуальных сред. Сейчас прорабатывается ряд стратегических документов, где уточняется, в каких направлениях предстоит провести работы по виртуализации, но в значительной части наших серверов виртуализация используется уже сейчас. Следующим важным для нас направлением является охват виртуализацией систем хранения данных. Рост данных грандиозен, и выделение ресурсов для систем хранения данных является достаточно трудоемким процессом. Использование виртуализованного слоя позволит нам оперативно выделять ресурсы. Далее следует виртуализация сетевого пространства. После охвата этих трех блоков — серверов, хранения данных и сетевых ресурсов — у нас появляется возможность построения частного "облака".

Когда инфраструктура будет создана, можно будет начинать переводить на облачные вычисления корпоративные информационные технологии: различные нетранзакционные системы, системы электронной почты и системы печати в сегодняшних условиях перевести в облачную среду достаточно просто. Но что касается банковских ИТ, в особенности, унаследованных, то их виртуализовать и перевести в "облако" существенно тяжелее и, может быть, это даже экономически не оправдано. Но в некоторых системах такой переход может принести результаты. Например, использование некоторых технологий параллельной обработки данных может позволить сузить окно обработки данных в системах бэк-офиса, что тоже важно в свете увеличения объема обрабатываемых данных.

В целом, построение частного "облака" в банковском секторе пока остается искусством, но через некоторое время, я считаю, оно станет ремеслом.

CNews: А сколько на это может потребоваться времени? Тоже 3-5 лет?

Алексей Широких: Поскольку банковские системы сильно интегрированы с бизнес-процессами, фактически мы говорим о замене банковских систем. Но заказ на замену систем должен исходить от бизнеса, информационные технологии должны выступать лишь как инструмент решения поставленной задачи. Но при обосновании таких решений нужно использовать существующие практики и стандарты: возможности виртуализации, использование трехуровневой среды, сервисно-ориентированной архитектуры и так далее.

Классический стэк банковских систем состоит из компонентов front, middle и back. Серверные технологии от ведущих поставщиков давно позволяют реализовать виртуализацию на уровне компонента back. Уровень middle связан с учетом рисков при принятии решений, там тоже решаются ресурсоемкие вычислительные задачи, но они требуют доступа со стороны достаточно большого количества сотрудников и некоторого вычислительного "движка". Здесь тоже есть возможности для виртуализации. Но самое интересное связано с компонентом front. Сегодня, когда клиент обращается за услугами банка, он либо обслуживается через операциониста — и у операциониста должна быть вся информация о клиенте — либо с помощью системы дистанционного доступа, через контакт-центр или мультимедийную систему. Здесь перспектива выделения облачных ресурсов очень велика и, на мой взгляд, фронтальная часть очень хорошо подготовлена к частному "облаку".

Предложу гипотетический пример развертывания "облака" в географически распределенном банке в России, с ее 8 часовыми поясами. Отделения в разных регионах обслуживают, скажем, 10 000 операционистов – так зачем мне приобретать лицензии на ПО для всех сотрудников? Возможно, банку достаточно 5000 лицензий, потому что я их могу распределять географически, а рабочие места будут подключаться по требованию. То есть, здесь в принципе можно придумать экономическую модель, позволяющую обосновать использование облачных вычислений.

CNews: Получается, что ставить задачи, для которых целесообразно использование облачных технологий, должен бизнес, но в настоящее время бизнес пока еще таких задач не ставит?

Алексей Широких: Такие задачи появляются, потому что банк растет и постоянно меняется. Однако существуют разные модели роста. Можно расти экстенсивно путем открытия новых офисов — и это тоже работает. Можно обеспечивать рост за счет аналитической работы и разумного применения технологий, например, виртуализации десктопов. Это тоже работает, потому что подключение рабочих мест новых сотрудников удается организовать намного проще, существенно упрощается решение задач по системному администрированию, оперативного разворачивания рабочих мест, централизованному и защищенному информационному пространству.

Иными словами, задачи должны решаться совместными усилиями бизнеса и ИТ, здесь становится трудно провести между ними четкую границу. С моей точки зрения, важно образовывать бизнес, показывать им возможности новых технологий. Но нужно придерживаться золотой середины: опрометчивые обещания бывает трудно выполнить, но если ничего не обещать вообще, то придется плестись в самом конце технологической когорты. Поскольку у нас банк достаточно передовой с точки зрения банковских услуг и продуктов, перед нами поставлена серьезная задача переведения банка на новую технологическую платформу, которая позволит ни в чем не ограничивать бизнес, а давать ему возможность внедрять новые банковские продукты и услуги, обслуживать клиентов эффективно и качественно — из любой точки земного шара.

CNews: Насколько ваш банк готов к использованию SaaS-решений для неключевых приложений?

Алексей Широких: Некоторыми такими приложениями мы пользуемся: например, так мы получаем кредитную историю и другие информационные продукты. Но что касается транзакционных приложений, то здесь использование SaaS маловероятно. Возможно, в аналитических системах, в системах анализа рынка это может работать, но передача той же CRM-системы облачному поставщику для нас навряд ли актуальна. Это может быть интересно для малой компании, которая не заинтересованна в том, чтобы нести затраты, связанные с инфраструктурой, поддержкой и обслуживанием приложений. Для крупного банка ситуация обстоит иначе, и я пока не готов ответить, насколько велика здесь возможность передачи CRM-системы стороннему поставщику. Но в принципе я не отрицаю такую возможность: ведь и ИТ-аутсорсинг поначалу всеми воспринимался в штыки, а потом все привыкли. Поэтому банк выбрал стратегию плавного поворота к новым технологиям, в ходе реализации которой мы постоянно держим во внимании те новые технологические возможности, которые появляются на рынке.

CNews: ИТ-стратегия "Газпромбанка" – это уже официально утвержденный документ?

Алексей Широких: В данный момент идет работа по созданию ИТ-стратегии. Мы уже определили ключевой вектор развития, и теперь прорабатываем вопрос, как связать его с определенными ключевыми проектами и задачами, необходимыми для реализации стратегии. Вполне вероятно, что облачные вычисления тоже будут присутствовать в этой стратегии.

CNews: Насколько активно вы экспериментируете с новыми облачными технологиями?

Алексей Широких: У нас есть небольшое пилотное внедрение, связанное с виртуализацией десктопов. По сути, это некоторая проба технологии в действии, и технология уже доказала свою работоспособность. В ходе тестирования мы не замыкаемся на ИТ-блоке и достаточно плотно работаем с представителями бизнеса, чтобы иметь возможность посмотреть, как технология работает с учетом распределенных площадок в Москве. Лишь убедившись в положительных результатах, мы будем выходить с предложением о новой инфраструктуре.

CNews: Приходится ли вам сталкиваться с какими-либо проблемами в ходе пилотных проектов?

Алексей Широких: Да, сталкиваемся. Прежде всего, это незрелость технологий, но также нехватка компетентных ресурсов: как со стороны интеграторов, так и внутренних. Но это нормальный процесс становления новой парадигмы. Требуется время и подготовка инфраструктуры, процессов, людей и технологий. Нужно накопить критическую массу, осуществить первоначальные капитальные вложения, а потом технология уже начинает работать "на плюс".