Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения

Философия дата-центра: что на самом деле нужно бизнесу?

В последние полтора-два года международный рынок дата-центров демонстрирует значительное оживление. Cо стороны ведущих игроков западного ИТ-рынка все чаще приходится слышать о разработке концепции модульных дата-центров. Весной 2010 г. с аналогичным заявлением выступила и российская компания Stack Group, которая уже несколько месяцев спустя реализовала на практике "боевой" вариант такого дата-центра. О том, что на самом деле включает в себя концепция модульного дата-центра, о чем следует задуматься и производителям, и заказчикам, и как современный мир меняет подход к дата-центростроению, CNews рассказал Сергей Лысаков, генеральный директор Stack Group.

CNews: То есть вы предлагаете верить в то, что еще не проверено временем, по сути – в некоторую абстракцию?

Сергей Лысаков: Ну, в данном случае это уже не абстракция, а вполне конкретная физическая сущность. Конечно, сейчас важно сделать объект, поставить хотя бы 500 стоек. Сомнений в том, что это будет работать, нет. Мы специально спроектировали наше решение так, чтобы в нем (в модуле) использовались общедоступные материалы и компоненты. Понятно, что мы выбирали оборудование, которое будет работать как минимум 10 лет. Более того, благодаря тому, что мы столь щепетильно подошли к подготовке своего проекта и выбору площадки, мы увеличили кредит доверия к себе и со стороны партнеров, и со стороны инвесторов. С нами сейчас разговаривают не просто как с людьми, которые обещают нечто – дайте нам триллион, мы перевернем мир. Нас воспринимают как команду, которая в состоянии реально спрогнозировать, спроектировать, реализовать, и в действительности может сделать гораздо больше. Мы предприняли очень большое количество усилий для того, чтобы изменить философию инфраструктуры. Просто сделать один дата-центр – это полдела. Главное – обеспечить направление, в какую сторону двигаться.

CNews: Вы говорите об инновационности. Что для вас инновация?

Сергей Лысаков: Безусловно, когда люди говорят об инновации, они имеют в виду нанотехнологии, нанотранзисторы, нанопаровоз – все это "железо". На самом деле с социальной точки зрения у нас кроме борьбы с коррупцией никаких инноваций просто нет. Об этом никто не говорит. В ближайшее время слово "инновация" должно получить другой смысл, не технический. Техника и технологии - это новшества, изобретательство - словом "инновация" определять нельзя. Инновация – это не произведенное, а купленное новшество.


Сергей Лысаков: Любое созданное новшество, пусть даже заоблачное, если оно не воспринято бизнесом или потребителем - оно ничто

Основная инновация заключается в том, что, потребляя что-то вновь созданное, нужно четко осознавать ответственность – что ты потребляешь и каким образом ты потом на базе потребления производишь свой собственный новый продукт. Наверное, я бы определил понятие инновация как степень ответственности. Когда люди отвечают за то, что они делают, не только с точки зрения своего собственного бизнеса, маленького социума, а в более широком смысле. Заботясь не только о себе, а обо всем мире. Вот в этом инновационность и социальность.

Я понимаю, что эта тема относится скорее не к ИТ, а к экономике и политике, но сейчас эти понятия взаимосвязаны, как никогда. И разделить их нельзя, да и не надо. Как я уже говорил, все надо оценивать в комплексе.

Задача человека – создавать что-то новое не только с целью наживы, а нести еще при этом определенную ответственность. В одной из книг Ричарда Бренсона есть очень хороший пример, который я воспринимаю действительно как социальную инновацию. Он потратил много денег на исследование авиационного топлива, потому что в составе его группы есть авиабизнес. И они первые в мире создали топливо, которое по экологическим параметрам гораздо лучше отвечает экологическим требованиям, чем обычный керосин. Они потратили безумное количество денег, и они сделали первый коммерческий перелет с использованием этого топлива. Оно сейчас абсолютно неэффективно, но они работают в этом направлении, потому что они понимают, что их бизнес наносит вред экологии и человечеству в целом. И они тратят деньги на исследования, изобретая что-то, для того, чтобы сохранить мир для своих поколений. В этом инновационность. Они это внедряют, даже несмотря на то, что понимают - сейчас это не будет востребовано. То есть, это не ради прибыли, а ради развития социума. Прибыль в данном случае появляется сама по себе.


Сергей Лысаков: В ближайшее время слово "инновация" должно получить другой, не технический смысл

Наверное, наша самая главная инновация, которую мы "впитали" в процессе создания "куба" – это взаимоотношения с нашим голландским партнером. Эти отношения с определенной точки зрения абсолютно уникальны. У нас нет подписанных договоров о сотрудничестве и т.п. Да, мы покупаем у них "железо", вентиляторы и пр., оплачиваем счета, потому что это надо купить. Но вместе мы создаем нечто такое, которое не может быть описано никаким договором. И это абсолютно открыто и осознанно. Наши взаимоотношения не подстраиваются под контракт или деньги - они подстраиваются под ту функцию, под ту цель, которую мы высказываем и хотим вместе реализовать. Инновации должны быть в этом. Мы пытаемся перетащить эту модель взаимоотношений сюда, в Россию.

CNews: Вы считаете, это реально? Такой менталитет приживется в нашей стране?

Сергей Лысаков: Реально. На самом деле у нас он гораздо ближе именно к этой философии, чем к обычному бизнесу. Конечно, сейчас продолжают культивироваться отношения "купил-продал". Но это не российский менталитет. Да, в России сейчас превалирует такая структурная иерархия. Но сейчас – не значит всегда. Не всегда было, и не всегда будет.

Каждый в своем бизнесе должен понимать, что и ради чего делается. Если рассчитывать только на прибыль, например, в течение года или трех, то вероятность проигрыша в более отдалённой перспективе существенно возрастает. Мир всегда менялся быстро, но сейчас это происходит еще быстрее. Поэтому очень важно вписаться в этот ритм и уметь "программировать" свой бизнес на несколько этапов вперед.

CNews: А как в свете всего вышесказанного вы относитесь к Сколково?

Сергей Лысаков: Абсолютно позитивно. Когда в создание чего-то нового инвестируются деньги, или создаются условия для людей, которые способны что-то творить, – это замечательно. Но, как я уже говорил, с точки зрения экономики это не будет иметь большого влияния, потому что любое созданное новшество, пусть даже заоблачное, если оно не воспринято бизнесом или потребителем, оно ничто. Если не будут созданы условия, в которых выгодно, грубо говоря, потреблять новшество, оно так и останется очередным достижением народного хозяйства. И внедрять, и потреблять эти новшества опять будут не у нас.