Разделы

Цифровизация Инфраструктура Маркет

Есть ли выгода от "облаков"? Считаем ROI

С ПО, поставляемым по модели "подписки" (SaaS) из "облака", часто связывают будущее всех корпоративных приложений. Основанием для такой уверенности служит рост базы клиентов "облачных" сервисов (Salesforce.com, Google Apps, AWS и других), причем не только за счет СМБ. Одна из причин - перспектива сэкономить на покупке лицензий и на обслуживании софта: вендоры заявляют, что использовать "облака" выгодно. Насколько сильно здесь влияние маркетинга и где скрывается правда об эффективности расходов на SaaS?

Однако такая возможность есть далеко не у всех вендоров, и на этом этапе могут возникнуть сложности с тем, что информация, накопленная в "облаке", "застрянет" там: поставщик ПО не предоставит ее клиенту или сам проект переноса данных в "частное облако" или на традиционные платформы обойдется во весьма внушительные суммы. Как отмечает Михаил Козлов, управляющий партнер, консультант по развитию "Развитие.Ру", к ключевым проблемам "облачного" ПО относятся безопасность, интеграция новых и унаследованных приложений и незрелость самих облачных технологий и пока, на его взгляд, рано говорить о том, что все эти проблемы безоговорочно решены.

ROI: какова реальная выгода

Оценив четыре аспекта использования "облачного" ПО, мы обратимся к примеру расчета возврата инвестиций (ROI) для таких решений. Для упрощения восприятия аналитики Forrester Research разделили его на три группы. В первую вошли приложения для повседневных деловых задач (т.н. business productivity), к которым относится и офисный пакет, и почта, и мессенджеры, и средства совместной работы. Вторая группа – это CRM-системы, а третья – это ERP вместе с HRM.

Итоговый экономический эффект (аналитическая оценка): приложения для повышения эффективности бизнес-процессов, тыс. долл.

Первый год Второй год Третий год Четвертый год Пятый год Всего
Итоговая прибыль 906,787 986,696 1078,537 1151,342 1236,142 5359,504 4004,053
Итоговые затраты 923,701 777,555 793,106 808,968 825,148 4128,478 3143,096
Чистый денежный поток 16,914 209,141 285,431 342,373 410,994 1231,026 860,957
Совокупный денежный поток 16,914 192,228 477,659 820,032 1231,026
Чистая приведенная стоимость 860,957
Сумма возврата инвестиций 20%
Срок окупаемости 12-24 мес

Источник: Forrester Research, 2012

Для оценки ROI от облачного ПО необходимо оценивать также конкретную ситуацию в компании. Так, решения, которые используются большим количество сотрудников, например, CRM-системы, должны иметь удобный и гибкий интерфейс, который "привяжет" к ним пользователей без необходимости специальных обучающих курсов, что отразится положительно на экономии. Если же приложение используется небольшой группой работников, то эффект будет меньшим.

Итоговый экономический эффект (аналитическая оценка): CRM

Первый год Второй год Третий год Четвертый год Пятый год Всего Текущая стоимость
Итоговая прибыль 846,402 925,104 1015,713 1087,261 1170,779 5045,258 3776,7
Итоговые затраты 923,701 777,555 793,106 808,968 825,148 4128,478 3143,069
Чистый денежный поток 77,299 147,548 222,606 278,292 345,632 916,78 623,604
Совокупный денежный поток 77,299 70,25 292,856 571,148 916,78
Чистая приведенная стоимость 623,604
Сумма возврата инвестиций 20%
Срок окупаемости 12-24 мес

Источник: Forrester Research, 2012

Функциональность внедряемого "облачного" приложения, в свою очередь, влияет на расходы организации на трудовые ресурсы – существует обратная зависимость между набором функций и количеством обслуживающего персонала. Но опять же все зависит от масштабов проекта – если в "облако" передается ERP-система, то, скорее всего, компания выиграет на ИТ-обслуживании, а если небольшая ИТ-система, зависимая от более глобального решения, то экономия будет "на спичках".

Итоговый экономический эффект (аналитическая оценка): CRM

Первый год Второй год Третий год Четвертый год Пятый год Всего
Итоговая прибыль 1839,659 2038,992 2252,645 2449,698 2661,231 11242,226 8375,573
Итоговые затраты 2158,865 2011,192 2051,416 2092,444 2134,293 10448,209 7920,401
Чистый денежный поток 319,206 27,801 201,230 357,254 256,939 794,017 455,172
Совокупный денежный поток 319,206 291,405 90,176 267,078 794,017
Чистая приведенная стоимость 455,172
Сумма возврата инвестиций 6%
Срок окупаемости Более 2 лет

Источник: Forrester Research, 2012

Обновляемость (в плане модернизации) ПО также является неоднозначным критерием в расчете ROI: в частности, для критически важных приложений постоянный выпуск обновлений, расширяющих функциональность и повышающих безопасность решения, является преимуществом и позволяет экономить средства, тогда как для мало подверженного изменениям софта (например, систем для управления трудовыми кадрами) экономии видно не будет.

"Технический перечень требований включает около двух десятков основных позиций, - объясняет Всеволод Кузнецов, генеральный директор Gemilo Россия. Во-первых, это мировой уровень SLA 99,9% и выше, то есть провайдер гарантирует, что в течение года, сеть может не работать в полном объеме не более 0,1% времени или примерно 10 минут в неделю. Во-вторых, доступ к инструментам мониторинга и статистики. В-третьих, техническая поддержка и возможность прямого взаимодействия с обслуживающим персоналом в режиме 24/7/365". Помимо этого, эксперт предлагает сразу получить от провайдера ответы на вопросы: "сколько времени потребуется для того, чтобы забрать с сервера все ваши данные для перехода к другому провайдеру, и возможна ли такая миграция вообще", "как может отразиться на стоимости услуги простой оператора или атака на его ресурсы" ,"как ведется учет потребления сервисов", "какие процедуры и меры безопасности применяет провайдер для защиты хранящихся на его серверах данных".

В целом опрошенные CNews участники рынка утверждают, что серьезным барьером на пути к переходу в "облака" является местное законодательство, в котором сегодня нет четкого понимания того, как реализовать требования закона о защите персональных данных в отношении облаков. "Многие компании трактуют их буквально: чтобы защитить информацию, нужно сервер поставить в подвал и запереть на ключ. Передать эти данные в публичное облако означает для них нарушить требования закона. Когда регуляторами будут разработаны стандарты или рекомендации по этой теме, думаю, заказчики станут менее консервативными в отношении облачных технологий. У них появится доверие к средствам защиты информации, которые могут обеспечить безопасность данных в облаке", - говорит Алексей Давиденко, руководитель направления облачных вычислений дирекции ИТ-аутсорсинга компании "Астерос".

Возвращаясь к теме ROI, эксперт отметил и другую особенность выбора клиентов в России: "В западной практике есть примеры компаний, у которых 70% инфраструктуры переведено в "облако". ИТ-штат таких организаций составляет несколько человек: руководителя и кураторов по направлениям. В российской практике это сомнительное преимущество, поскольку такая перспектива может вызвать сопротивление облачным проектам внутри организации. И решить эту проблему гораздо сложнее, потому что речь идет не только о технических или организационных преобразованиях". С ним согласны и другие опрошенные, уверенные, что для перехода в "облака" повсеместно придется менять идеологию своей работы, к чему топ-менеджмент сейчас пока не готов.

Михаил Демидов