Есть ли выгода от "облаков"? Считаем ROI
С ПО, поставляемым по модели "подписки" (SaaS) из "облака", часто связывают будущее всех корпоративных приложений. Основанием для такой уверенности служит рост базы клиентов "облачных" сервисов (Salesforce.com, Google Apps, AWS и других), причем не только за счет СМБ. Одна из причин - перспектива сэкономить на покупке лицензий и на обслуживании софта: вендоры заявляют, что использовать "облака" выгодно. Насколько сильно здесь влияние маркетинга и где скрывается правда об эффективности расходов на SaaS?Однако такая возможность есть далеко не у всех вендоров, и на этом этапе могут возникнуть сложности с тем, что информация, накопленная в "облаке", "застрянет" там: поставщик ПО не предоставит ее клиенту или сам проект переноса данных в "частное облако" или на традиционные платформы обойдется во весьма внушительные суммы. Как отмечает Михаил Козлов, управляющий партнер, консультант по развитию "Развитие.Ру", к ключевым проблемам "облачного" ПО относятся безопасность, интеграция новых и унаследованных приложений и незрелость самих облачных технологий и пока, на его взгляд, рано говорить о том, что все эти проблемы безоговорочно решены.
ROI: какова реальная выгода
Оценив четыре аспекта использования "облачного" ПО, мы обратимся к примеру расчета возврата инвестиций (ROI) для таких решений. Для упрощения восприятия аналитики Forrester Research разделили его на три группы. В первую вошли приложения для повседневных деловых задач (т.н. business productivity), к которым относится и офисный пакет, и почта, и мессенджеры, и средства совместной работы. Вторая группа – это CRM-системы, а третья – это ERP вместе с HRM.
Итоговый экономический эффект (аналитическая оценка): приложения для повышения эффективности бизнес-процессов, тыс. долл.
Первый год | Второй год | Третий год | Четвертый год | Пятый год | Всего | ||
Итоговая прибыль | 906,787 | 986,696 | 1078,537 | 1151,342 | 1236,142 | 5359,504 | 4004,053 |
Итоговые затраты | 923,701 | 777,555 | 793,106 | 808,968 | 825,148 | 4128,478 | 3143,096 |
Чистый денежный поток | 16,914 | 209,141 | 285,431 | 342,373 | 410,994 | 1231,026 | 860,957 |
Совокупный денежный поток | 16,914 | 192,228 | 477,659 | 820,032 | 1231,026 | ||
Чистая приведенная стоимость | 860,957 | ||||||
Сумма возврата инвестиций | 20% | ||||||
Срок окупаемости | 12-24 мес |
Источник: Forrester Research, 2012
Для оценки ROI от облачного ПО необходимо оценивать также конкретную ситуацию в компании. Так, решения, которые используются большим количество сотрудников, например, CRM-системы, должны иметь удобный и гибкий интерфейс, который "привяжет" к ним пользователей без необходимости специальных обучающих курсов, что отразится положительно на экономии. Если же приложение используется небольшой группой работников, то эффект будет меньшим.
Итоговый экономический эффект (аналитическая оценка): CRM
Первый год | Второй год | Третий год | Четвертый год | Пятый год | Всего | Текущая стоимость | |
Итоговая прибыль | 846,402 | 925,104 | 1015,713 | 1087,261 | 1170,779 | 5045,258 | 3776,7 |
Итоговые затраты | 923,701 | 777,555 | 793,106 | 808,968 | 825,148 | 4128,478 | 3143,069 |
Чистый денежный поток | 77,299 | 147,548 | 222,606 | 278,292 | 345,632 | 916,78 | 623,604 |
Совокупный денежный поток | 77,299 | 70,25 | 292,856 | 571,148 | 916,78 | ||
Чистая приведенная стоимость | 623,604 | ||||||
Сумма возврата инвестиций | 20% | ||||||
Срок окупаемости | 12-24 мес |
Источник: Forrester Research, 2012
Функциональность внедряемого "облачного" приложения, в свою очередь, влияет на расходы организации на трудовые ресурсы – существует обратная зависимость между набором функций и количеством обслуживающего персонала. Но опять же все зависит от масштабов проекта – если в "облако" передается ERP-система, то, скорее всего, компания выиграет на ИТ-обслуживании, а если небольшая ИТ-система, зависимая от более глобального решения, то экономия будет "на спичках".
Итоговый экономический эффект (аналитическая оценка): CRM
Первый год | Второй год | Третий год | Четвертый год | Пятый год | Всего | ||
Итоговая прибыль | 1839,659 | 2038,992 | 2252,645 | 2449,698 | 2661,231 | 11242,226 | 8375,573 |
Итоговые затраты | 2158,865 | 2011,192 | 2051,416 | 2092,444 | 2134,293 | 10448,209 | 7920,401 |
Чистый денежный поток | 319,206 | 27,801 | 201,230 | 357,254 | 256,939 | 794,017 | 455,172 |
Совокупный денежный поток | 319,206 | 291,405 | 90,176 | 267,078 | 794,017 | ||
Чистая приведенная стоимость | 455,172 | ||||||
Сумма возврата инвестиций | 6% | ||||||
Срок окупаемости | Более 2 лет |
Источник: Forrester Research, 2012
Обновляемость (в плане модернизации) ПО также является неоднозначным критерием в расчете ROI: в частности, для критически важных приложений постоянный выпуск обновлений, расширяющих функциональность и повышающих безопасность решения, является преимуществом и позволяет экономить средства, тогда как для мало подверженного изменениям софта (например, систем для управления трудовыми кадрами) экономии видно не будет.
"Технический перечень требований включает около двух десятков основных позиций, - объясняет Всеволод Кузнецов, генеральный директор Gemilo Россия. Во-первых, это мировой уровень SLA 99,9% и выше, то есть провайдер гарантирует, что в течение года, сеть может не работать в полном объеме не более 0,1% времени или примерно 10 минут в неделю. Во-вторых, доступ к инструментам мониторинга и статистики. В-третьих, техническая поддержка и возможность прямого взаимодействия с обслуживающим персоналом в режиме 24/7/365". Помимо этого, эксперт предлагает сразу получить от провайдера ответы на вопросы: "сколько времени потребуется для того, чтобы забрать с сервера все ваши данные для перехода к другому провайдеру, и возможна ли такая миграция вообще", "как может отразиться на стоимости услуги простой оператора или атака на его ресурсы" ,"как ведется учет потребления сервисов", "какие процедуры и меры безопасности применяет провайдер для защиты хранящихся на его серверах данных".
В целом опрошенные CNews участники рынка утверждают, что серьезным барьером на пути к переходу в "облака" является местное законодательство, в котором сегодня нет четкого понимания того, как реализовать требования закона о защите персональных данных в отношении облаков. "Многие компании трактуют их буквально: чтобы защитить информацию, нужно сервер поставить в подвал и запереть на ключ. Передать эти данные в публичное облако означает для них нарушить требования закона. Когда регуляторами будут разработаны стандарты или рекомендации по этой теме, думаю, заказчики станут менее консервативными в отношении облачных технологий. У них появится доверие к средствам защиты информации, которые могут обеспечить безопасность данных в облаке", - говорит Алексей Давиденко, руководитель направления облачных вычислений дирекции ИТ-аутсорсинга компании "Астерос".
Возвращаясь к теме ROI, эксперт отметил и другую особенность выбора клиентов в России: "В западной практике есть примеры компаний, у которых 70% инфраструктуры переведено в "облако". ИТ-штат таких организаций составляет несколько человек: руководителя и кураторов по направлениям. В российской практике это сомнительное преимущество, поскольку такая перспектива может вызвать сопротивление облачным проектам внутри организации. И решить эту проблему гораздо сложнее, потому что речь идет не только о технических или организационных преобразованиях". С ним согласны и другие опрошенные, уверенные, что для перехода в "облака" повсеместно придется менять идеологию своей работы, к чему топ-менеджмент сейчас пока не готов.